Айвар Лембергс на днях поднял интересную тему предательства Латвии американцами. «Они отдали суверенную Латвию под Сталина. Нет ни одной записи, где бы Черчилль или Рузвельт стучали кулаком и говорили: нет, должна быть независимая Латвия. Такого нет. То есть, нашу судьбу, независимость предали и подарили под юрисдикцию Сталина никто иной, как США и Великобритания».
Надо сказать, что Лембергс далеко не первый говорит об этом, просто мэр Вентспилса озвучил ее с присущей ему иронией, а так-то об этом говорят на полном серьёзе.
Вот пример: «Навязанный советской идеологией миф о победе... а также сделка демократических стран Запада со Сталиным, заплативших советскому тоталитарному режиму за победу над нацисткой Германией и возможность создания благополучного западного мира государствами Балтии и Восточной Европы, сформировало общество, которое было\есть придавлено тяжестью обид». (Вита Зелче. «О войне, истории, людях». Сб. «Латышские военные рассказы», Рига, 2013).
Вон оно оказывается как! Не только русские виноваты в бедах Латвии, но и американцы, которые вовремя не стукнули кулаком по столу перед носом Сталина. Интересно, однако, спросить: а чем бы вы предпочли быть придавленными – тяжестью обид или тяжестью рухнувших от бомбежки стен и перекрытий своего дома? Как вы смотрите на альтернативу: американцы с англичанами в 1945-м начинают войну с СССР за свободную и демократическую Балтию? Хотите, чтобы фронт еще как минимум раз (а возможно и пару раз) прокатился по стране взад-вперед? Что-то мне подсказывает, что после этого на данной территории количество народу, способное порадоваться освобождению, усиленно стремилось бы к нулю.
В июле 1945 года президент Трумен написал, что «Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия, Литва, Эстония – не представляют интереса для Соединенных Штатов».
Тогда же он занёс в свой дневник: «Каждый раз, когда мы устанавливаем добрые отношения с русскими, какой-нибудь идиот, считающий себя умником, вдруг начинает на них нападать. Я не боюсь русских... В России нет социализма. Обычный человек может высказать о своем правительстве не больше, чем акционер «Стандарт ойл оф Нью-Джерси» о своей компании. Но мне наплевать, что они делают. Они, видно, любят свое правительство, иначе бы не умирали за него. Я тоже люблю наше государство, поэтому давайте уживаться».
Да, потом, когда логика противостояния в Холодной войне разведет СССР с США по разные стороны баррикад, Трумен напишет об «изнасилованной Балтии». Но ему и в голову не придёт провозгласить «Крестовый поход» за освобождение Восточной Европы из под власти Сталина. Действия США всегда определяли, определяют и будут определять не восточноевропейская, а собственная, американская повестка дня. Восточная же Европа – в лучшем случае инструмент влияния, в худшем – полигон.
Похоже, «придавленное тяжестью обид общество» так и не поняло, что им никто ничего не должен. Что никто вместо него не будет заботиться о его процветании и даже выживании. А между тем ощущение складывается такое, будто люди решили, что избыть ту свою давнюю травму можно единственным способом – все же доиграть ту «партию 1945 года»: «И пусть сильнее грянет буря!» Жаль все же, что не придумало еще человечество психоаналитиков, которым можно было бы показаться целым обществом. Скольких проблем могли бы избежать...
Станислав ГУСАРОВ.