Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 14. Декабря Завтра: Auseklis, Gaisma

Преподаватель и экс-журналист Озолс — о русофобии, мифах и коллективной вине

Фредерик Озолс, полиглот, преподаватель Даугавпилсского университета и РТУ, исследователь колониализма и бывший журналист-международник LTV, опубликовал в Facebook резонансный пост о русофобии в Латвии. В ответ он получил и множество оскорблений, и немало благодарностей. Почему говорить что угодно о латвийских русских как о группе — теперь социально приемлемое и не порицаемое поведение, а вслух назвать это русофобией — напротив, социально рискованно? А также о мифах, социальной и личной памяти — в интервью Rus.LSM.lv.

— Почему вам было важно это написать?

— Я считал, что это нельзя было не сказать: это просто надо сказать, чтобы это было сказано. 

Меня упрекнули, что нельзя использовать слово «русофобия», потому что Кремль тоже использует это слово. Но какая мне разница, что там Кремль как называет! То, что Путин пользуется словом «русофобия», не значит, что я не могу им пользоваться. 

Русофобия — это боязнь и неприязнь к русским и ко всему русскому. Это как раз то что происходит на данный момент в Латвии, это очень подходящее слово.

И то что это слово так на них действует — это как с тореадором: прекрасно, значит я подобрал настоящую тряпку подходящего цвета. 

— Сказать вслух, что русофобия в Латвии широко распространена — это для латышской части аудитории, скажем так, социально неприемлемое поведение?

— Это такое социально неакцептируемое мнение — да, я на самом деле так себя чувствую. Но в тоже время интересно, что многие — не только русские, но и латыши — написали мне — «Спасибо!». Кажется, двое даже написали, что они думают так же, но не было подходящей ситуации, чтобы высказаться. Понимаете? Люди высказывают мне благодарность, они чувствуют то же самое — но самим сказать неловко! С одной стороны, мне приятно, что я не совсем один — хотя читая комментарии, там я вижу всякое. Один меня назвал kremļa mauka — извините, переводится как «кремлевская бл.дь». А с другой стороны, если люди стесняются откровенно сказать — «знаешь, я побоялся…», «не хотел вызвать лавину неприязни…», «чтобы не испортить отношения с близкими…» 

Это, кстати, я вижу у русских, где очень часто большие разногласия в отношении не только Украины, но и русской политики, и вообще русскости — есть такое слово? Иногда мне мои русские знакомые говорят: мы об этих вопросах в семье не говорим. Говорим о рецептах, о сериалах. А иначе у нас раздор. 

У меня есть свои красные линии: если человеку не нравится что я пишу, но он выражает это интеллигентно — имеет право, это нормально в каких-то рамках. Но когда это уже язык ненависти — ну что это?! Почему я — бл.дь?! Скажи, что глупец, что идиот — но тут уже другое. Это на самом деле hate speech (язык ненависти — англ.). Я когда изучал в европейских проектах тему hate speech — там свиньей назвать уже считается языком вражды. Один меня назвал Виктором Алкснисом — ну это очень плохо для латыша, это уже тупик: человек меня сравнивает с коллаборационистом.

— Не читайте до обеда комментарии в соцсетях.

— Patīrīsim krievu rindas (почистим ряды русских). Это что такое? Šo attieksmi viņi ir pelnījuši. (Они заслужили это отношение.) Kas ir “viņi”? Visi krievi atkal? (Кто эти «они»? Опять все русские?) Как это возможно вообще? А кроме того, вы же прекрасно знаете, что латыши не отличают русского от, скажем, белоруса — которые еще недавно были наши друзья. А теперь проблематично отличить того белоруса, который к нам приехал до войны, от того, кто хочет приехать теперь. Мне правда интересно, вот как с последним быть — этому белорусу теперь нельзя к нам, потому что он тоже должен у себя дома остановить если не Путина, то Лукашенко? 

А если это так просто, то почему вы тогда в советское время не высказывались и не останавливали? Ну как ты можешь высказываться в авторитарном обществе? То есть ты как бы и можешь, и не можешь! Если, по-вашему, сейчас в России любой может — то, по такой логике, и в советское время в Латвии любой мог. Нет, это не так просто, товарищи! (Смеется.)

— Почему высказывания «без цензуры» о группе «русские» — норма поведения, на которую латышский мейнстрим в лучшем случае молча смотрит, и не отвечает социальным «фуй»? 

— Я тут вижу связь с тем, как латыши жили при Советах. Поясню. 

Мой отец и его брат служили [во время Второй мировой войны] в немецкой армии. Конец войны настиг отца в Померании. Потом он был в том бельгийском лагере для военнопленных, где позже поставили известный памятник в виде пчелиного улья. Советские представители приходили в лагерь, и всем предлагали вернуться на родину, которая в тот момент уже была Советским Союзом. Отец в своих дневниках писал, что не знал, что делать, и один земляк из Курземе говорил: давай, возвращаемся, они же обещают, что ничего плохого нам не будет. И потом в дневниках отца — такая фраза: muļķis biju, noticēju (поверил, дурак был).

Он хотел вернуться к родителям, на хутор. Его выслали. Хутор отняли. Отец вернулся из Сибири в конце 70-х,
и тогда уже была возможность наш хутор выкупить. Жили очень тяжело. Долго собирали деньги, выкупили в 80-х. 

Да, нынешний миф Украины (который, кстати, очень помогает и самой Украине, и нам), резонирует с пластом латышского сознания о том, что с нами произошло во время Второй мировой войны. Но вот что странно — с ударением на странно — теперь все латыши вдруг оказались жертвами советского режима. Но это же не так!

Были латыши, которые очень некомфортно жили в советское время — вот из таких, как мой отец — и которые не сотрудничали. Были и ссыльные, которые потом сотрудничали, и их сотрудничавшие дети, как одна наша евродепутатка, и как минимум один министр в правительстве. Были коллаборационисты. И были просто люди, которые не возникали ни против нацистов, ни против Советов, и просто жили, моя хата с краю. 

Так же сейчас и в Украине, — особенно если смотреть не только латвийские новости, но и Euronews, France24 и английский BBC: там мы видим тоже разные истории. В том числе на оккупированных территориях — видим людей, которые очень хотят российской оккупации, и тех, которые не хотят и активно противодействуют, и тех, кто просто живут и не сопротивляются. Так же было в Латвии в советское время.

А теперь у нас это стало… Строительство мифа — это нормально, это не плохо, но это утрирует восприятие нашей истории, даже на семейном уровне.

Возвращаясь к вашему вопросу: укрыться под колпаком русофобии — это было прекрасным вариантом, как слиться в одну монолитную группу и сказать: мы — все латыши — с большой буквы, Латыши — страдали. Но в реальности — извините, нет.

Одна часть была такая, другая — не такая, а третья — вообще никакая, и жила, как большинство. Это нормально, я не стремлюсь посрамить какую-то группу. Это я говорю лишь к тому, что выбор бывает очень разный — и у латышей, и у русских, и у украинцев. И не понимать этого, полагать, что у нас есть какое-то особенное право теперь упрекать русских — при этом всех русских? С чего вдруг? 

И кроме того, какое отношение действия президента России имеют ко всем нашим русским? Какое они дают мне право говорить плохо о моем соседе? Я могу упрекать соседа, что лично он не говорит со мной на латышском. Вот об этом можно спорить. Но упрекать в том, что происходит в Украине, потому что «эти русские не остановили своего президента»? Какие «эти» русские? И как его остановить? 

— Вы говорите, миф — это не плохо. Что хорошего, если через мифотворчество мы выбираем комфортную версию самих себя и своего прошлого, которая не соответствует коллективным «нам» в реальности?

— Я скорее к тому, что мифов нельзя избежать, это происходит всегда, со всеми странами. Так же, как есть российский миф о той [Великой Отечественной] войне: «это только наша героическая победа, мы спасли весь западный мир». При этом забывая, что там были и другие страны, и даже моя мама помнила американскую сгущенку. Она во время той войны была в Харькове. И это такой же миф, как и у латышей — что мы все страдали, мы все терпели. Но я же знаю этих людей! Даже коллег на телевидении, с которыми я работал.

Это очень интересное переключение реальностей: с одной стороны, у человека отец в советское время был высокопоставленным лицом, у них все было, — а с другой стороны, тот же человек плакается на 18 ноября и в другие важные даты по поводу высылок.

Но посмотрим на этот вопрос "поширше": есть личный опыт — и тут вопрос, насколько я критично его умею оценивать — и есть коллективная память. Миф нас отсылает к коллективному восприятию истории. 

— Это не раз описанный парадокс коллективной «общей» памяти — она со временем начинает восприниматься именно как личная семейная история.

— Да. Может, это неплохо, что такое есть у латышей. Молодняк 18-30 лет, в том числе те, кто теперь на меня нападают [в соцсетях], — пусть думают, что в их семьях не было никаких предателей, и не знают, что их семейные дачи в Адажи или еще где-то куплены благодаря тому, что их родители хорошо устроились при советской власти. Пусть они этого не знают, — но пусть сами будут людьми с большой буквы, и не всасывают через мифы яд.

Мне, конечно, немного больно, что мы не можем трезво оценить свою историю в том плане, что мы все-таки жили очень по-разному. И почему я должен уважать мнение человека, который абсолютно вскормлен советской номенклатурой (хотя он этого абсолютно не признает!), и я теперь должен верить коллективной боли, которую он на себя перенял?
Хотя я знаю, что именно его родители есть в так называемых телефонных книгах высокопоставленных деятелей советской Латвии, которые издал Лато Лапса. 

Многие люди, которые перенимают этот миф — они должны в то же время осознавать, откуда у них такой хороший старт был в 90-х, откуда у них красивый домик из красного кирпича в Адажи или Балтэзерсе. Это символ, конечно, не у всех были именно такие. Но это надо помнить, иначе — то, что теперь происходит — это лукавство.

 

125 реакций
125 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Ролик о марше сирийцев на Рождественском базарчике в Эссене взорвал соцсети (ВИДЕО)

На платформе "Х" появился видеоролик, в кадрах которого зафиксировано, как толпа мигрантов из Сирии шагает по базарчикам немецкого города Эссен и скандирует "Аллах Акбар!". Это происшествие изрядно встревожило пользователей соцсетей, пишет Tautaruna.nra.lv.

На платформе "Х" появился видеоролик, в кадрах которого зафиксировано, как толпа мигрантов из Сирии шагает по базарчикам немецкого города Эссен и скандирует "Аллах Акбар!". Это происшествие изрядно встревожило пользователей соцсетей, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать
Загрузка

В нынешнем году в Латвии в Google чаще всего искали Vivi

Согласно опубликованному Google отчету Year in Search, это самый актуальный запрос к поисковой системе в Латвии.

Согласно опубликованному Google отчету Year in Search, это самый актуальный запрос к поисковой системе в Латвии.

Читать

«Такое название в Риге? Серьезно?!»: надо переименовать ротационный круг Славу — телезритель «Без табу»

Название ротационного круга Славу в Риге нужно изменить, считает некий патриотически настроенный житель Латвии. Эксперты, впрочем, напоминают, что славяне - это не только русские и белорусы, то есть основное население соседних стран-агрессоров. Правда, эти же эксперты понимают, что у многих латышей в контексте Латвии и войны в Украине славяне вызывают именно такие ассоциации, так что они с пониманием относятся и к желанию сменить название.

Название ротационного круга Славу в Риге нужно изменить, считает некий патриотически настроенный житель Латвии. Эксперты, впрочем, напоминают, что славяне - это не только русские и белорусы, то есть основное население соседних стран-агрессоров. Правда, эти же эксперты понимают, что у многих латышей в контексте Латвии и войны в Украине славяне вызывают именно такие ассоциации, так что они с пониманием относятся и к желанию сменить название.

Читать

А вы хорошо посмотрели? — Синоптики поделились прогнозом до Рождества

Начиная с конца этой недели погоду в Латвии станут определять главным образом циклоны, поэтому часто будет идти снег и дождь и дуть порывистый ветер, а температура воздуха временами может достигать рекордных отметок, прогнозируют синоптики.

Начиная с конца этой недели погоду в Латвии станут определять главным образом циклоны, поэтому часто будет идти снег и дождь и дуть порывистый ветер, а температура воздуха временами может достигать рекордных отметок, прогнозируют синоптики.

Читать

Снимается кино: где, когда и как в Риге ограничат движение

В связи с первым этапом съемок игрового фильма Humint с сегодняшнего дня до 3 января на нескольких центральных улицах столицы будут запрещены остановка и стоянка транспорта, о чем агентству LETA сообщили в Рижской думе.

В связи с первым этапом съемок игрового фильма Humint с сегодняшнего дня до 3 января на нескольких центральных улицах столицы будут запрещены остановка и стоянка транспорта, о чем агентству LETA сообщили в Рижской думе.

Читать

Андрей Козлов:»У слуг народа кризиса нет. И не будет!» Почему Сейм снова отклонил инициативу партии «Стабильности!»

Считать деньги в чужом кармане - неприлично, но только если речь не идет о тех, чей карман наполняют - причем, щедро, - налогоплательщики, считает член партии "Стабильности!" Андрей Козлов.

Считать деньги в чужом кармане - неприлично, но только если речь не идет о тех, чей карман наполняют - причем, щедро, - налогоплательщики, считает член партии "Стабильности!" Андрей Козлов.

Читать

На западе дождь, на востоке снег, в Риге без существенных осадков: прогноз погоды на субботу

В эту субботу ожидается очередной серый день, на большей части территории страны - осадки, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

В эту субботу ожидается очередной серый день, на большей части территории страны - осадки, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать