«Три миллиарда человеческих жизней закончились 29 августа 1997 года»
Возьмём классика советской фантастики — Александра Беляева. В его «Звезде КЭЦ» мы видим космическую станцию на орбите, поезда и аэропланы со скоростью пули из «Нагана», зеркала, растапливающие тундру… Казалось бы, всё замечательно.
Но первое, что думает персонаж романа, глядя на хронику: «Неужто опять война? Но какая же может быть война, когда с капитализмом покончено во всём мире? Не угощают ли меня старым фильмом из времён последней войны, которая привела к революции?».
Или взять «Хищные вещи века» братьев Стругацких. Главный герой во внешне благополучном городе вспоминает недавние уличные бои против танка «Мамонт».
«Звёздный путь»/Star Trek — классический американский сериал 1966 года, который по сей день упоминается или цитируется практически в каждом западном фантастическом романе. На Земле середины двадцать третьего века царит мир. Все народы и все расы дружно работают вместе. Но это далёкое будущее. А что насчёт нашего настоящего?
Согласно «Звёздному пути», в 1992 году должны были начаться разрушительные Евгенические войны, которые продлились бы до 1996 года и поставили бы мир на грань новых «тёмных веков».
Представьте диктатора, который лучше обычных людей. Действительно лучше. Во всём. Гораздо сильнее, быстрее, умнее… Весёлое будущее нам предстояло? А по некоторым сериям «Пути», в XXI веке ещё должна была (будет) случиться мировая война — с десятками миллионов убитых.
В сериале «Бак Роджерс в двадцать пятом веке» 1979 года, зрителю тоже обещали атомную войну — в 1988 году.
Теперь вспомним вселенную Великого Кольца Ефремова. Былые войны были настолько страшными, что в «Часе быка» герои почти ничего не знают о прошлых эпохах — даже документальных фильмов не осталось, только на Тормансе (планета, населённая потомками беглецов с Земли).
А как насчёт «Терминатора»? Помните, что наше настоящее — ещё по меркам недавнего 1991 года — должно было быть кошмаром — «войной против машин»? Таким будет Лос-Анджелес всего через 10 лет. Или не будет?
А может, не всё так плохо в нашем настоящем?
«Сегодня вечером они хорошо поужинают»
Теперь обратимся к самым мрачным прогнозам. В «Стальных пещерах» (1953) Азимов описывает человечество, которое загнано в города-купола и живёт на грани голода. Настоящая курица — деликатес, табак — от выдачи до выдачи. Пересечь открытое пространство землянину невозможно просто психологически. Как страшно жить, когда на Земле целых восемь миллиардов человек. То есть чуть больше, чем живёт в реальности прямо сейчас, в 2019 году.
У Гарри Гаррисона в «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — 1999 год глазами 1966. Семь миллиардов людей. В переполненном Нью-Йорке дети ловят крыс для еды.
«Робокоп»? Хотя Детройт как город и вправду обанкротился, в целом планета и США сейчас живут куда лучше, чем в кино.
Или «Бегущий человек» — 2017 год. Крах мировой экономики, пища и нефть на исходе, телевидение оккупировали садистские шоу, в США — полицейское государство… Стоп. А это точно фантастика?
То есть наше настоящее во многих, очень многих фантастических прогнозах было куда мрачнее, чем в реальности. А как насчёт летающих авто — то есть технологий?
«Заправлены в планшеты космические карты»
В 1956 году в США был безумно популярен фильм «Запретная планета» — и роман по нему. Первую обитаемую космическую станцию там построили — угадайте когда? В 1995 году! А завершение исследований Солнечной системы с частичной колонизацией — это 2100 год. «Скайлэб» и «Мир» в нашей реальности запустили куда раньше.
Вы уверены, что роботы XXIII века из «Запретной планеты» будут выглядеть настолько неуклюже?
Когда Обручев писал «Плутонию» (1915 год, вышла в 1924-м), он поместил внутрь полой Земли второе солнце — Плутон. Потому что планету Плутон… ещё не открыли!
А сейчас мы настолько продвинулись в изучении Солнечной системы, что Плутон «закрыли» обратно. «Классическая» планета из учебников начальной школы уже не подходит под новые критерии — так много интересных каменюк наоткрывали.
В классической фантастике 30-х — начала 60-х годов отважные звездолётчики, двигая рычаги на пультах и прокладывая курс по книгам (бумажным), бодро покоряли болота Венеры и пустоши Марса. Теряя корабли и товарищей на каждом шагу. Тёплая ламповая техника — и «ламповая» в буквальном смысле.
«Страна багровых туч»
Братья Стругацкие в повести «Страна багровых туч» писали: «из восьми кораблей, брошенных на Венеру за последние двадцать лет, шесть разбилось о скалы». Причём с людьми внутри. Остальные экспедиции погибли на планете почти в полном составе. Авторы дали обоснование — на их Венере практически не работала автоматика. А каковы реальные условия — никто и понятия не имел.
Да и на Земле регулярны катастрофы: «Он требовательно протянул через стол тёмную, похожую на клешню руку с непомерно длинным указательным пальцем; трёх пальцев и половины ладони у секретаря не было…». Или вот ещё: «Он распался в атомную пыль вместе с массой легированного титана, из которого был сделан корпус первого „Хиуса“. Лёгкая и честная смерть».
Во «Внуках Марса/Планете бурь» Казанцева из трёх пилотируемых кораблей до Венеры долетели два, вернулся один.
Интересно, сколько секунд продержались бы описанные тогда корабли на реальной Венере? А современные зонды не только добрались до Венеры, Марса, кометы и Титана (спутник Сатурна) — но и улетели за пределы Солнечной системы, надёжно работая десятки лет. И без истребления чужой природы, а также гашения ураганов водородными бомбами.
Атомокаров Стругацких пока нет. И наверное, к счастью, учитывая технологии 50-х годов, когда эти авторы начинали описывать атомные транспортёры и танки. Но портативные ядерные двигательные и энергетические установки сейчас вовсю разрабатываются.
В «Туманности Андромеды» Ефремова даже человеческие расы за тысячи лет изменились. Но «до сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолётах электронную машину-мозг типа „ИТУ“ для всесторонних операций и полностью поручить ему управление звездолётом».
А в «Стальных пещерах» ещё хуже — разумный робот перебирает в архиве перфокарты! В 3421 году.
Уже сейчас мы не просто думаем, что планеты есть у других звёздных систем, как в Великом Кольце, описанном у Ефремова. Мы это знаем. На начало 2019 года открыто невероятное количество экзопланет. И многие их характеристики достаточно надёжно известны.
«Назад в будущее-2» — помните, как Марти Макфлай в далёком тогда 2015 году бегал с биноклем и рацией? (источник фото)
Вспомним Мир Полудня Стругацких — на дворе XXII век. Звездолёты рассекают световые годы. Простой юноша Максим физически развит на зависть суперменам комиксов.
При этом чудо света, Большой Всепланетный Информаторий, отвечает на запрос «в течение десяти минут». И профессионалы спецслужб заранее уговариваются держать связь через браслет. «Браслет жал».
И ещё закрадывается неудобный вопрос: а счастливые-то люди в Мире Полудня вообще есть? Не говоря о всесилии помянутых спецслужб, которым убрать обитаемую планету из каталогов — раз плюнуть. И для которых вмешательство инопланетян в судьбы человечества — не гипотеза, а достоверный факт.
«Хорошо», — сказала Алиса
Хорошо, с техникой разобрались. А как же «Гостья из будущего»? В сети многие годы популярны причитания, что Алиса Селезнёва обещала советским школьникам совсем другое будущее — не то, которое мы имеем сейчас.
А давайте просто прочитаем первоисточник — повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» 1977 года. Булычёв писал и сценарий «Гостьи из будущего», так что его слово решающее.
«Боря Мессерер станет знаменитым художником. Он будет работать в Большом театре и делать декорации». Правда? Вполне реальная карьера.
«А вот Коля Садовский станет знаменитым писателем, сказочником. Он будет писать удивительные фантастические сказки». Вот кого-кого, а знаменитых писателей, сказочников и фантастов у нас сейчас сотни, если не тысячи.
«Фима Королёв станет инженером. Он стал бы великим инженером, если бы поменьше хвастался. Лариса будет знаменитой киноактрисой. Её портреты будут висеть во всех кинотеатрах».
«— Я же говорила, что не поверю, — сказала Лариса, покраснев от радости, и краем глаза покосилась на зеркало.
— Коля Наумов станет строителем домов.
— Спасибо, — сказал Коля. — Я даже знаю каких.
— Юлька будет детским врачом. К ней приедут лечиться со всех концов света. Мила Руткевич станет учительницей, директором школы. И очень строгим…».
Кто-то мешает тогдашним школьникам стать сейчас инженерами, актрисами, директорами, строителями, наконец? И многие стали! Исполнительница роли Алисы Наташа Гусева, например, — профессиональный биохимик.
Пожалуй, наиболее фантастично в 80-х годах прошлого века смотрелся прогноз, что рождённая в СССР девочка выиграет Уимблдонский турнир в Англии. Но самое забавное — именно он сбылся стопроцентно.
«Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир». — Алиса не обманула!
« — Но это же сказка, Коля, как ты не понимаешь? — воскликнула Лариса. — Я могу стать и не очень великой актрисой.
— Нет, вы не правы, — сказала Алиса, — мне лучше знать. Я из будущего. В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей».
Уже сейчас на Земле худо-бедно, но живёт в полтора раза больше людей. Как говорилось в другом фантастическом фильме, «будущее не предопределено». Так что светлое будущее — в наших руках.
Евгениq Белаш, warhead.ru