Петицию подал житель Латвии Агрис Цирулис – по утверждению автора инициативы, в настоящее время 32-часовая рабочая неделя действует уже в нескольких странах Европы: Австрии, Финляндии и других.
«Сократить установленные законом нормы рабочих часов с 40 до 32 в неделю. Это сокращенное рабочее время даст обществу больше времени – для себя и семьи, для других планов», - пишет он. Latvijas radio спросило рижан на улицах, что они думают об этом.
«Если он концентрируется на том, что тебе просто в более краткое время нужно сделать это – тогда ты не ходишь так часто на кофе-паузы или перекуры, еще куда-то. Ты просто сидишь и делаешь то, что должен, и ты знаешь, что потом у тебя будет свободное время», – говорит Гунта.
«Если спрашивать как работодателя, то конечно, ответ скорее – нет. Но если спросите как работника – конечно, да. Но будет ли он способен за эти 32 часа сделать то, что наработает за 40?» - отмечает Раймонд.
«Наверняка есть какие-то отрасли, где это будет невозможно, но я думаю, что в офисной работе определенно можно. Это хорошо, потому что отдохнувший человек – счастливый человек, это одно. Второе – то, что мы ведь видим, что мы в целом не удовлетворены работой наших чиновников, и считаем, будто они только сидят и пьют кофе, верно? В связи с чем эти часы, которые нужно проводить на работе, у нас люди использовали бы продуктивнее для самой работы. А в остальное время могли бы пить кофе не в офисе», - поделилась Иева.
Чтобы инициатива пошла на рассмотрение Сейма, под ней нужно собрать еще около 6000 подписей.
Эксперт Конфедерации работодателей по трудовому праву Андрис Алкснис называет эту петицию необдуманной и указывает, что с сокращением рабочего времени в Латвии автоматически упадут и заработки. Работодателям придется искать дополнительную рабочую силу, которой в регионах и так сейчас уже не хватает.
Кроме того, при сокращении рабочего дня кому-то нужно будет в остальные смены быть за рулем в общественном транспорте, обслуживать покупателей в магазине, и так далее.
«Если сотрудники работают 32-часовую неделю, им и платить будут за 32-, а не 40-часовую. Ну нужно же понимать, что мы хотим, чтобы развивалась наша экономика. Мы, к сожалению, не в той ситуации, как Скандинавия, Германия или другие страны. У нас нет такого уровня благосостояния.
Если, скажем, сейчас молодая семья, в которой оба родителя работают, они зарабатывают, сколько зарабатывают. И если они перейдут оба на 32 часа – то им нужно понимать, что их доходы существенно сократятся», - говорит Алкснис.
Но населению в Латвии пока не до сокращения рабочего дня: многие жители страны уже сейчас или подыскивают временные подработки, или трудятся сразу на двух или даже трех рабочих местах. Да, они так рискуют быстрее «выгореть», но зато могут лучше себя обеспечить.
Уровень жизни в Латвии несравним с тем, которого достигли Нидерланды, Австрия или другие страны, к опыту которых апеллирует автор петиции, поэтому трудно себе представить, как дополнительные восемь свободных часов в неделю помогут большинству латвийцев проводить время с семьей (а не на второй работе), отмечает Latvijas radio.
Профессор факультета бизнеса и экономики Латвийского университета Янис Приеде указывает: да, отдохнувшие работники – это более производительные работники, но в Латвии пока невозможно рассуждать о переходе на 6-часовой рабочий день.
«Если посмотреть на Европу, то мы в Латвии трудимся больше часов, но в то же время производительность труда у нас одна из самых низких. Это значит, что мы в те часы, что проводим на работе, создаем не слишком высокую добавленную стоимость по сравнению с другими странами Европы. Если мы в нашем народном хозяйстве будем трудиться меньше часов, мы будем создавать еще меньшую стоимость.
Например, производить меньше товаров и услуг. То есть это – та ценность, которая не будет ни произведена, ни продана! Это означает, что автоматически наши доходы сократятся. Поймите, потому эти эксперименты и идут в развитых странах».
До известной степени работник может трудиться больше и эффективнее, но по достижении определенной границы, у каждого своей, производительность снижается.
Добиться же того, чтобы работник был «высокопроизводительным», хорошо отдохнувшим и трудился на одном-единственном рабочем месте, можно, повышая базовую заработную плату и мотивируя человека различными доплатами.
Предприниматели теперь, кроме того, более гибко подходят к планированию рабочего времени, и среди латвийцев весьма распространена становится практика дистанцированной работы.