Когда Soira только начиналась, то Инга Ариня-Вилне выбрала оформить предприятие как плательщик микроналога. «Это нормально, - говорит она. - Потому что на первых порах компании очень трудно платить все налоги, очень велики производственные издержки, надо много вкладывать в само производство и рынки сбыта.
Поэтому первые 4-5 лет уплата налогов по льготному режиму через микропредприятие дает шанс малому бизнесу не пропасть, а выжить, встать на ноги. И мы этим воспользовались. Платили 9% с оборота. Другие условия тоже были хорошие - оборот до 100 тысяч евро в год, 5 работников. Идеально для маленького начинающего бизнеса».
Однако в 2017 году условия по микропредприятиям ужесточили, налог был повышен до 15%, максимально допустимый оборот снижен. К тому же микропредприятиям при получении денег ЕС надо еще заплатить налог за их использование в размере утвержденной ставки микроналога.
«Я вчера села и подсчитала три варианта нашего существования, и ничего хорошего из этого не получилось», - рассказывает Инга. Первый вариант - если предприятие переходит в обычный налоговый режим и платит налоги по полной программе.
* Тогда при 4 работниках и средней зарплате брутто в 1004 евро (на руки 684 евро), а также годовом обороте 70 тысяч евро, компании надо заплатить 59 800 евро в виде налогов и зарплаты. На бизнес остается 10 200 евро.
* Второй вариант - режим микропредприятия с максимально допустимым оборотом в 42 тысячи евро, 4 работниками и зарплатой в 720 евро на руки (сегодняшний вариант работы микропредприятия) Предприятию надо заплатить 15% налога, это 6300 евро в год, на зарплаты уйдет еще 34 560 евро. На бизнес остается 1 000 евро.
* И, наконец, вариант прежнего налогового режима микропредприятий со ставкой в 9%. При условии 4 работников с зарплатой в 720 евро на руки и еще социальным налогом за работника в размере 90 евро в месяц, получалось, что для предприятия с оборотом в 70 тысяч евро в виде налогов, зарплаты и социальных выплат надо было отдать 45 180 евро. Для развития бизнеса оставалось 24 820 евро.
«Поэтому у меня вопрос к министру финансов - что в Латвии сделано для того, чтобы такие маленькие предприятия как наше, могли существовать и развиваться? Зачем нужно было ломать хорошо действующую систему микропредприятий? Если против микропредприятий объявлена война, то не проще ли тогда официально закрыть их?
Мне лично непонятно, почему работники микропредприятий не имеют права на обязательное страхование здоровья? Чем мы провинились, ведь мы платим социальный налог? Таких вопросов много, но честно говоря, у меня иногда складывается впечатление, что наши министры плохо учились в школе или далеки от того, чем живет реальный бизнес. Мы, например, сейчас находимся в фазе роста и очень верим в то, что нам удастся стать средним предприятием, и соответственно, платить больше налогов в бюджет. Но пока я вижу, что у нас это не получается так, как хотелось бы», - говорит Инга Ариня-Вилне.
Ольга Князева.