В этом противостоянии польское правительство не было одиноко. Все в том же июле премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Будапешт поддержит Варшаву в споре с евробюрократами. "Наступление инквизиции на Польшу никогда не будет иметь успеха, потому что Венгрия использует все юридические возможности в Европейском союзе, чтобы проявить солидарность с поляками", — сказал он.
Венгерский лидер вообще последовательно поддерживает Варшаву. Во время сентябрьского визита он обсудил со своей бывшей коллегой Беатой Шидло "давление Европейской комиссии на оба государства". К слову, в ответ на строптивость Будапешта бывшие еврокомиссары Паскаль Лами, Франц Фишер и Яннис Палеокрасса организовали "письмо с мест" в Брюссель. В нем они просили лишить Будапешт финансирования из фондов ЕС.
Сейм Речи Посполитой в XXI веке
На польское и венгерское правительства подобные угрозы произвели мало впечатления. Позиция Варшавы осталась неизменной и после смены глав кабмина. Новый премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, едва прибыв в Брюссель на саммит ЕС, первым делом сказал, что позиция Варшавы в вопросе беженцев получает все большую поддержку.
Такое заявление он сделал перед началом встречи председателей кабинетов министров Вишеградской группы с итальянским премьером Паоло Джентилони и главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером. "Мы выступаем за то, чтобы вкладывать большие средства в помощь беженцам там, откуда они хотят бежать, то есть на местах, где эта помощь наиболее эффективна", — уточнил Моравецкий. Он публично подчеркнул, что Варшава категорически не приемлет подхода руководства ЕС к данному вопросу по принципу "принимаем беженцев и распределяем их по всей Европе".
Между тем Юнкер по итогам дискуссии на саммите ЕС в Брюсселе допустил возможность того, что в Евросоюзе вопросы приема беженцев будут приниматься не консенсусом, а большинством голосов. Видимо, только в таком случае руководству Евросоюза удастся "продавить" принятые ранее решения. Пока эффективных рычагов давления на Будапешт и Варшаву у Брюсселя нет.
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Андрей Суздальцев отмечает, что правительства Польши и Венгрии пользуются теми выгодами, которые им предоставляет система принятия решения в ЕС. "Решения принимаются консенсусом. И если на них начинают давить, они могут саботировать какие-то другие инициативы. Получается шантаж в ответ на шантаж — мол, вы нас деньгами попрекаете, а мы голосовать не будем. Поэтому Польша и Венгрия и чувствуют себя так уверенно в споре с Евросоюзом", — говорит эксперт.
Суздальцев обратил внимание, что Варшаве такая ситуация исторически знакома. "Евросоюз так и создавался, чтобы даже небольшие государства имели право решающего голоса. Фактически они повторили систему так называемого либерум вето в сейме Речи Посполитой XVII-XVIII веков, когда любой шляхтич мог выступить против какого-то решения. И решение снималось", — напоминает он.