По мнению эксперта в области общественного здравоохранения, такая ситуация складывается потому, что в Латвии отрасль здравоохранения воспринимают как затратную, а не доходную – производящую здоровье людей. Поэтому данной отрасли все время приходится просить.
Косвенно эту догадку подтверждает и Минздрав: уже в прошлом году министерство получило относительно небольшое дополнительное финансирование для установления тарифов на финансируемые государством медицинские услуги, а теперь надеется на благосклонность Министерства финансов и нового правительства для покрытия будущих расходов. Если финансирование сектора не увеличится, объем финансируемых государством услуг, скорее всего, сократится.
Сокращение доступа к медицинской помощи влечет за собой большую опасность и этого ни в коем случае нельзя допускать. В Минздраве не скрывают – риски удорожания медуслуг есть и вовремя не получив помощь больные могут обойтись государству еще дороже.
Как отметил заместитель госсекретаря по финансам Министерства здравоохранения Борис Книгин, медицинские услуги следует разделить на две части. Первая - платные услуги, когда частные клиники, поставщики услуг и корпорации предлагают платные услуги вне квот, выделяемых государством. Эта часть не регулируется Минздравом - это открытый рынок и конкуренция.
Вторая часть – государственные квоты, куда Минздрав направляет столько денег, сколько на это выделяют в бюджете. Каждый год Минздрав запрашивает бюджет и просит уточнить цену на базовые тарифы, потому что те уже не соответствуют рыночной стоимости. Но правительство выделяет столько денег, сколько считает нужным.
В этом году Минздрав просит увеличить бюджет, поскольку при прошлом, который составлял 1 594,6 млн евро, справится с существующими расходами будет невозможно. В прошлом году пришлось просить выделить дополнительно 700 миллионов на тарифы для новых услуг, включая онкологию, но получили лишь седьмую часть от необходимого. Что касается средств, необходимых в этом году для обновления существующих тарифов, то дополнительное финансирование было близко к нулю.
"Больницы предоставят нам актуальные данные об энергозатратах, на которые ранее выделялось примерно 70 миллионов. В ближайшее время мы подведем итоги и выясним, не стала ли ситуация еще более плачевной. Даже если не говорить о содержании услуг, такие расходы, как электроэнергия и другие вещи, лекарства, в этом году сделают практически невозможным сохранение такого же уровня финансирования для следующего года", - обрисовывает тяжелую ситуацию Книгин.
Он отмечает, что новому правительству, которое, вероятно, будет принимать решение о госбюджете на следующий год, придется принимать серьезные решения, чтобы сектор здравоохранения не пострадал. По мнению Книгина, здесь возможны только два сценария. В первом случае Минздрав получает дополнительное финансирование, что позволяет ему повысить существующие тарифы на определенные услуги, финансируемые государством, и установить новые тарифы в соответствии с рыночной ситуацией. Второй и более неприятный сценарий предполагает сокращение объема услуг, финансируемых государством, за счет повышения тарифов.
Руководитель группы доцентов на кафедре Управления здравоохранением Рижского университета им. Страдиня Дайга Бехмане в беседе с tv3.lv вспомнила кризис 2009 года, когда показатели здоровья в Латвии значительно ухудшились, потому что Латвия была одной из немногих стран, которая во время этого кризиса сократила финансирование сектора здравоохранения. Многие страны сократили финансирование на все остальное, кроме здравоохранения, понимая, что это неправильное решение. Сейчас мы находимся в несколько похожей ситуации с доступом к услугам здравоохранения, ожидая, что он может снизиться, если сектор не получит адекватного бюджета. Бехмане подчеркивает, что ни в коем случае нельзя допускать снижения доступности медицинских услуг.
Единственный способ улучшить ситуацию - повысить тарифы на услуги, финансируемые государством, до уровня, при котором поставщики вообще смогут их предоставлять, говорит Бехмане.
Она также подчеркивает, что необходимо больше работать над доступностью первичной медицинской помощи. Что предусматривает обеспечение необходимых медицинских консультаций, анализов и необходимую реабилитацию. "Это все то, что должно входить в оплачиваемую государством корзину. Других вариантов здесь нет. Мы уже видим, что происходит во всех отраслях. Для нас, домохозяйств, поддержка от государства будет. Но это система общественного здравоохранения, и в конечном итоге поддержка должна быть и там - другого выхода просто нет", - подчеркивает Бехмане.
Именно здесь нам необходимо изменить представление о том, что здравоохранение - это только больницы. Это давно изменилось, и другие учреждения также предоставляют медицинские услуги, поэтому государственная помощь должна быть направлена на другие учреждения. Бехмане отмечает, что необходимо, чтобы болезни обнаруживались и лечились своевременно. А у нас болезни запускают до состояния, когда нужно вызывать «скорую».
«Скорые у нас ездят, но мы должны изменить ситуацию – больший акцент должен делаться на первичную помощь, раннюю диагностику и лечение. Вместо того чтобы доводить людей до такого состояния, что их доставляют в больницу на машине скорой помощи. Из этого следует, что инвестиции должны быть на начальных уровнях оказания медицинской помощи", - объясняет специалист по общественному здравоохранению.