"Не надо думать, что у России в отношении Латвии есть какое-то эксклюзивное негативное отношение. Когда речь идет о каких-то запретах, Россия таким образом просто защищает свой рынок" - говорит Марис Риекстиньш в интервью rus.db.lv (интервью состоялось во время визита латвийской делегации, приуроченной к Дням Риги в Москве). Несмотря на сложные отношения между Россией и Латвией последних лет, продиктованные, главным образом, геополитической ситуацией, экономические связи между странами ничуть не угасают. И даже напротив: за последние 9 месяцев этого года экспорт латвийской продукции в Россию по сравнению с прошлым годом вырос более чем на 30%, а импорт - на 15-17%.
- Отношения между Латвией и Россией не являются изолированными, то есть мы действуем в рамках ЕС. - поясняет посол. - Это не будет открытием, если я скажу, что эти отношения в политическом плане переживают непростой период. Аннексия Крыма и события на Украине оставили свой отпечаток на взаимодействии между странами, потом были введены санкции, потом были контр санкции, и сейчас мы находимся в неких рамках, в которых нам надо сосуществовать.
Однако Латвия всегда была и останется соседом России, поэтому для нашей страны важно, чтобы отношения с нашим восточным соседом развивались в духе прагматизма. И это происходит! В этом году, например, возобновилась работа Межправительственной комиссии, которая впервые собралась в Риге в августе после более чем 2-летнего перерыва.
Это МИД-овские консультации на уровне министров, это завершение 8-летнего процесса демаркации государственной границы. Если посмотреть на цифры, то за последние 9 месяцев этого года экспорт латвийской продукции в Россию по сравнению с прошлым годом вырос более чем на 30%, а импорт - на 15-17%.
- На днях появилась новость о том, что Россия разрешила импорт шпрот от некоторых латвийских производителей. Возможно, что в будущем наши рыбопереработчики опять вернутся на российский рынок?
- Эта новость хорошая, однако на данный момент мы имеем на руках решение российских ведомств относительно одного предприятия. Для остальных наших предприятий пока такого решения нет, и надо изучить этот документ, который написан юридически сложно. Однако нам не нравится, что остальные 40 предприятий рыбопереработчиков пока не могут отправлять свою продукцию в Россию. Поскольку мы исходим из того, что наши предприятия проходили всю сертификацию для работы на рынках ЕС и эта сертификация очень сложная и требования к качеству там большие.
- Посольство пытается на своем уровне как-то помогать нашим производителям в решении подобного рода вопросов?
- Мы ставим эти вопросы перед российскими партнерами, а также в рамках диалога в ЕС, поскольку по системе функционирования ЕС вопросы торговли входят в компетенцию Европейской комиссии (ЕК). Недавно у всех послов стран ЕС, которые работают в России, была специальная встреча с директором по торговым отношениям ЕК. Он приехал в Москву на переговоры, и хотел выслушать, как есть проблемы у конкретных государств. И в связи с этим я скажу следующее.
У нас в Латвии есть такое восприятие, что Латвию как-то специально обижают. Но мы видим, что подобного рода проблемы есть и у датчан, и у финских коллег, и у стран, которые не входят в ЕС - Исландии и других стран. Мое личное мнение: все эти запреты связаны не столько с нарушением стандартов качества, сколько с механизмами защиты своего рынка. У российских производителей есть свои внутренние аналоги, которые могут заменить импортную продукцию, но по каким-то продуктам они не могут конкурировать с импортом.
Например, министр сельского хозяйства РФ недавно сказал: "Мы можем прокормить свой народ, но по качеству сыра вряд ли в течение ближайших 6-7 лет наши производители догонят европейских".
- Что касается транзита российских грузов через Латвию. Недавно глава "Латвийской железной дороги" Эдвин Берзиньш сказал, что спрос российских владельцев грузов на транзит по территории Латвии в 3 раза больше, чем утвержденных со стороны Российских железных дорог разрешений. То есть можно понять, что речь идет об искусственном торможении транзита через Латвию. Как будет развиваться ситуация дальше?
- Да, вопросы транзита через Латвию стоят на повестке дня, и снова я бы не стал говорить о каком-то эксклюзивном негативном отношении к Латвии. Несколько лет тому назад руководство РФ и лично президент Путин дал довольно четкое указание, что России нужно развивать мощности своих портов. Россия очен четко идет по этому пути, особенно что касается экспорта продукции. Это ясная политика, с которой Латвия просто должна считаться.
Мы со своей стороны просто ищет новые возможности и партнеров в других государствах - Китае, Индии и пр. - для транзитных грузов. Россия нам в этом плане может даже помочь, когда пойдет разговор о серьезных поставках из Китая в Европу. Пока мощности у России недостаточные для того, чтобы обслужить огромные потоки, и в этом направлении у нас ведется серьезная работа, чтобы Латвия могла бы быть вовлечена в транзитный коридор между востоком и западом.
- На чем вы будете фокусировать внимание в следующем году, помимо транзита?
- Транзит конечно важен, но если посмотреть на нашу структуру экспорта и импорта, то он не является самым главным пунктом. Есть и другие услуги и товары, которыми мы можем торговать. Мы будем продолжать работу в Межправительственной комиссии.
Латвийская конфедерация работодателей хочет активизировать работу Делового совета. Я встречался с г-ном Шохиным, который частично курирует этот вопрос, и он будет думать, как повысить делового совета, чтобы предприниматели напрямую общались и решали вопросы. Ведь в вопросах культуры между Россией и Латвией так часто все и решается, и Посольству даже не надо вмешиваться в процесс.
Что касается экономического сотрудничества, то Россия конечно является для нас заманчивым рынком, который может дать хорошую прибыль латвийским производителям. Но в то же самое время он довольно рискованный. Как мы видим на примере рыбной продукции, неожиданно могут быть включены такие рычаги, о которых сложно заранее иметь представление.
.