В сфере обслуживания средний возраст работающих составляет 49,9 года, в отрасли искусства, отдыха и развлечений — 49,6 года, в отрасли здравоохранения и социального ухода — 48,5 года, в образовании — 48,2 года, в отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства — 36,8 года, указывает LETA.
Тенденция увеличения среднего возраста латвийского работника прослеживается уже давно. Для этого есть несколько причин. Во-первых, постепенно увеличивается возраст выхода на пенсию. Сейчас он 63,5 года, а в 2025 году достигнет 65 лет. Во-вторых, на рынке труда молодых людей действительно меньше, чем пожилых — молодежь уехала за границу. Кроме того, начинают работать те, кто родился в пик спада рождаемости — в 1996-1997 годах.
«Мы на данный момент получаем всего лишь около 15 тыс молодых людей, которые выходят на латвийский рынок труда. Значит, старение будет происходить, этого мы не можем никак избежать, потому что это уже последствия нашей очень нехорошей социальной политики в 90-е годы и после», — пояснил представитель Конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс.
О старении населения ярко говорит и тот факт, что 23,3% всех работающих в Латвии в 2018 году были в возрасте 55-74 лет, что второй самый высокий в ЕС удельный вес. В среднем по союзу — 19,4%. Самым высоким в ЕС этот показатель был в Литве (23,5%), а за Латвией по нему следуют Эстония и Германия (23,1%). Самый низкий показатель зафиксирован в Люксембурге — 10,8%.
«Дисбаланс будет каждый год увеличиваться... Сейчас мы делаем немного амортизацию за счет того, что каждый год мы на 3 месяца увеличиваем пенсионный возраст, мы эту сторону немного балансируем. Но тут есть проблема, что у людей, которые стареют, происходят изменения в организме — и это мешает совершать некоторые виды работы», — добавил Лейшкалнс
«Опыт стран Европы и мира показывает, что для каждого надо найти подход. И, в принципе, он профессором, может, не станет, но что-то другое очень хорошо может делать», — уверен специалист по вопросам трудового права Ивар Ванадзиньш.
«Это мифы, что люди, которым больше 50 лет, болеют больше или работают хуже. Наоборот, в принципе, мы всегда говорим, что худший работник — мужчина под 30. Эти мифы — только мифы. Я думаю, об этом надо больше говорить: 50-55-60-65 лет — это очень хороший, может, лучший работник. Их надо учить, да, но у них мотивация, у них опыт, у них очень много хороших качеств», — считает Ванадзиньш.
Повышение зарплат, отмечают в Конфедерации работодателей, помогло бы изменить ситуацию с занятостью. И начать нужно с изменения налоговой политики.