Народный артист РФ Леонид Серебренников не соответствует форматам шоу-бизнеса. Он не поет простеньких песенок с незамысловатым ритмом, не дает пищи для сплетен и скандалов, не мелькает в ток-шоу. Тем не менее его диски не залеживаются на полках магазинов, а концерты по всему миру проходят с неизменными аншлагами.
Леонида Серебренникова называют последним романтиком на эстраде. Его голос звучит более чем в 70 кинофильмах («Рожденная революцией», «Снега России», «Мария, Мирабела», «Обыкновенное чудо», «Чародеи», «Бедная Маша», «Петербургские тайны» и др.). Он правдив и искренен в разных жанрах - будь то романс, лирическая песня или драматическая баллада. А потому не удивительно, что на фестивале Jūras Pērle, посвященном музыке и кино, зал «Дзинтари» замер, когда на сцену вышел Серебренников.
После концерта «Суббота» встретилась с Леонидом Федоровичем, чтобы поговорить о российской эстраде - вчерашней и сегодняшней.
- «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно...» - эту песню в вашем исполнении, звучащую за кадром фильма «Обыкновенное чудо», помнит и любит не одно поколение зрителей. А в вашей жизни чудеса случались?
- Наверное, самым большим чудом было то, что я когда-то пришел в театральный институт. Поступал туда дважды, никак не мог пройти по конкурсу. Уже плюнул и решил завязать с этим делом. Но моя соседка, девчонка-школьница, которая мне тогда очень нравилась, мечтала стать актрисой и сказала: «Пойдем поступать со мной за компанию!» Мы договорились встретиться утром у метро. В итоге она проспала, а меня зачислили в училище им. Щепкина на курс Николая Александровича Анненкова.
- Почему вы, драматический артист, вдруг запели?
- Меня всегда тянуло к хорошей музыке. Я очень любил зарубежную эстраду, с детства слушал записи Шарля Азнавура, Фрэнка Синатры, Энди Уильямса.
Однажды на втором курсе театрального училища мы репетировали отрывок из пьесы «Коллеги» по Аксенову, где по ходу действия я пел под гитару шульженковские «Руки». Едва отзвучал последний аккорд, как из зала раздался голос Анненкова: «Ну-ка еще раз!» Повторили. И снова на этом же месте: «Давайте еще раз!»
Мы разволновались, не могли понять, что же у нас не получается. И вдруг Николай Александрович пророкотал: «Не надо весь отрывок, просто пусть Серебренников споет еще разок». А потом сказал мне: «Тебе петь надо, ты в пении раскрываешься. Подумай об этом!» Этот совет оказался поворотным в моей жизни.
- Не менее поворотным событием в вашей жизни, наверное, можно считать Всесоюзный конкурс эстрадной песни в Сочи, на котором вы победили...
- Нет, я там не стал лауреатом, а получил звание дипломанта. Потом стал дипломантом другого конкурса - "С песней по жизни". Эти звания как-то помогли мне стать заметным, я познакомился с прекрасными композиторами: Флярковским, Кажлаевым, Богословским, Колмановским, Фрадкиным, Фельцманом... Они обратили на меня внимание, стали предлагать свои песни...
Его прекрасные леди
- В свое время вы пели дуэтом со многими замечательными советскими певицами: Валентиной Толкуновой, Ириной Понаровской, Надеждой Чепрагой. Сегодня вы поете с актрисами Екатериной Гусевой, Татьяной Абрамовой, Анной Большовой, Валерией Ланской. Что это за проект?
- Этот проект называется «Леонид Серебренников и его леди», с ним я много гастролирую не только в России, но и за рубежом. «Мои леди» - прекрасные певицы, замечательные артистки. Недавно у меня появилась новая программа Unforgettable («Незабываемое»), в которой я выступаю вместе с лауреатом российских и международных конкурсов певицей Кристиной Аглинц. Мы исполняем песни на английском, испанском, итальянском языках, поем романсы, ретро...
- А как же современная эстрада?
- Современная песня мне не интересна, она меня не вдохновляет. Это не то чтобы протест. Просто не мое.
- Что вас не устраивает в современных композициях?
- Понимаете, есть такие понятия, как призвание, талант, гениальность, и есть понятие ремесла. Сейчас музыку пишут все: чуть ноты выучил - уже композитор.
Никита Богословский, с которым я дружил 15 лет, как-то пошутил: «Я всегда думал, что пишу музыку, а оказывается, я писал саундтреки».
Давайте возьмем нашу эстраду за последние 20 лет и вспомним, сколько за это время появилось настоящих хитов. Когда-то вся страна распевала «На недельку до второго...» или «Я так хочу, чтобы лето не кончалось». Где сегодня эти песни? Их уже никто не помнит! А песни, которым пять-восемь лет, вообще не поются!
Как говорил Оскар Фельцман, с которым мы тоже дружили и домами, и семьями, хороших песен у композитора появляется одна-две в год. И до сих пор его песни «Огромное небо» или «Черное море мое» вместе со мной поет весь зал. А сейчас ежедневно рождаются песнюшечки, под которые потанцевали - и разбежались. Это называется «формат».
- А романсы, которые вы так блистательно исполняете? Они в формате сегодняшнего дня?
- Когда я вел программу "Романтика романса" на канале «Культура», то получал огромное количество писем, причем не только из России, но и из Америки, из европейских стран. Ведь что такое романс вообще? Это лирическое объяснение в любви на языке музыки. Оно всегда будет востребовано. Всегда!
Вот, к примеру, есть такой известнейший романс «Ночь светла, над рекой тихо светит луна», и романс «Ночь коротка, спят облака». Мелодии разные, слова разные, а настроение одно и то же...
Звёзды и метеориты
- Вы исполнили в кино более 100 песен. В современных фильмах вам не предлагают петь? Или петь нечего?
- К современным фильмам песни сочиняют музыканты и сами же их исполняют. Такое самообслуживание идет, артистов звать не обязательно. Да и песен в сегодняшних фильмах не так много, если сравнивать с кино 1970-80-х. Хотя сейчас тоже есть киноленты, музыка из которых запоминается. Например, «Московская сага». Когда звучат «Ах, эти тучи в голубом» Александра Журбина, люди воспринимают ее как песню военных лет, хотя это стилизация. В «Оттепели» Валерия Тодоровского тоже звучит замечательная песня, стилизованная под 1960-е годы.
- Как по-вашему, сегодня у молодых артистов больше шансов пробиться на эстраду, чем в советское время?
- Я так не думаю. Сейчас время сложное: все перешло на коммерческие рельсы. Артистов пытаются штамповать, создаются все эти проекты: «Голос», «Фабрика звезд» и т. д. Каждый год идут конкурсы, молодые люди получают звания типа «Лучший голос страны», но проходит год, два - и человек теряется.
- Почему так происходит?
- Потому что артист не фабричный продукт - это штучный товар, ручная работа. Ни один уважающий себя музыкант не будет играть на фабричной гитаре, он закажет у мастера уникальный инструмент.
Вспомним старую эстраду: Эдиту Пьеху, Валентину Толкунову, Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Юрия Гуляева, Иосифа Кобзона... Их ни с кем не спутаешь! А сейчас идет целая волна способных, великолепно владеющих голосом певцов, но очень похожих друг на друга. Мы их отличаем не по голосам, а по песням. Взял новую песню - и уже не узнать, кто поет.
- Зато каждый молодой певец, который хотя бы раз засветился в телевизоре, именует себя звездой...
- Меня напрягает, когда молодых артистов начинают убеждать: «Ты гений, ты звезда!» А он только вышел на сцену! Это еще не звезды, а только светящиеся метеоритики. И неизвестно, будут ли они звездами. Должны пройти годы, прежде чем так назовет их зритель...
Жена из группы поддержки
- За свою артистическую карьеру вы перепробовали много творческих специальностей: снимались в кино, пели для кинематографа, были конферансье, телеведущим, сейчас активно гастролируете с программами. В какой из этих ипостасей вам комфортнее всего?
- Мне нравится совмещать на своих концертах функции как ведущего, так и исполнителя. Не просто петь для зрителей, а общаться, отвечать на вопросы, рассказывать интересные истории, связанные с записью той или иной песни. В результате концерт превращается в творческий вечер.
Я стараюсь построить каждое выступление так, чтобы представить как можно больше жанров: классику советской песни, старинные русские и городские романсы, лирические песни военных лет, песни из кинофильмов, гражданскую лирику, арии из оперетт, популярные зарубежные шлягеры на языке оригинала...
- Какие воспоминания связывают вас с Латвией, Ригой?
- Я часто приезжал сюда с выступлениями. Но Рига ценна для меня прежде всего тем, что здесь родился кумир моей юности Аркадий Райкин. Гениальный актер был! Гениальный! В то время когда юмор у нас на эстраде был довольно примитивным - на уровне журнала "Крокодил", Райкину удавалось поднимать важные и серьезные темы. Даже для поступления в театральный вуз я готовил не басни, как большинство студентов, а монологи Аркадия Исааковича.
- Сегодня в шоу-бизнесе в моде супружеские дуэты. Как вы к этому относитесь?
- Еще в юности я вывел для себя такую формулу: моя избранница должна вращаться в артистическом мире, всех знать, всех видеть, но не должна сама выступать на эстраде. Потому что ну что это за семья, когда все постоянно разъезжаются по гастролям? И решил искать жену, так сказать, в группе поддержки: среди звукорежиссеров, осветителей, ассистентов режиссера...
- Нашли?
- Да, мы познакомились на съемках «Утренней почты». Валентина тогда работала художником по свету, стояла за пультом и освещала нас, артистов. Жизнь показала, что это был правильный выбор: мы вместе уже больше 30 лет!
Досье «Субботы»
* Леонид Серебренников родился 2 октября 1947 года в Москве. Стать актером мечтал с детства. После школы дважды поступал в Театральное училище имени М. С. Щепкина, но не проходил по конкурсу. Третья попытка оказалась удачной.
* В 1974 году Серебренников пришел на работу в Москонцерт. Работал в эстрадном оркестре «Советская песня», «Современнике» под руководством А. Кролла и ансамбле «Экспресс».
* В 1976 году стал дипломантом Всероссийского конкурса эстрадной песни в Сочи, а в 1977-м к этому званию прибавился диплом всесоюзного телеконкурса «С песней по жизни».
* Голос артиста звучит более чем в 70 кинофильмах (а всего в кино Серебренников исполнил более 100 песен).
* В 2000-е новый виток популярности Серебренникову принес статус автора и ведущего в цикле передач "Романтика романса" на каналах "Культура" и "РТР-Планета".
* Народный артист РФ. Выступает с концертными программами в России, Голландии, США, Финляндии, Венгрии, Люксембурге, Германии, Израиле, Великобритании и др.
Елена СМЕХОВА.