Сейчас обучение в школах нацменьшинств выглядит следующим образом: в начальной школе оно билингвальное (школа может выбирать из нескольких моделей, разработанных государством), а в средней школе — 40% часов н
LTV отмечает, что на централизованных экзаменах результаты учеников так называемых «русских школ» в среднем лучше, чем у их сверстников, даже с учетом экзамена по латышскому языку, который одинаков для всех. В некоторых предметах, таких как физика, математика или история, результаты школ нацменьшинств намного лучше. Но совершенно другой вопрос — это знание государственного языка учителями, заключает De Facto. В прошлом году Центр государственного языка (ЦГЯ) наказал 68 преподавателей. Проблемы также отмечал и Государственный центр качества образования.
«Приходишь в школу, а педагог говорит, что вчера он весь день преподавал на латышском, а сегодня на русском языке. Поэтому мы должны проводить повторные проверки, и когда мы приходим, тогда учитлея соблюдают требования. Что происходит, когда мы уходим, — другой вопрос», — заявил Директор департамента по надзору Госслужбы качества образования Юрис Зивартс.
De facto связался с десятью школами нацменьшинств, как в столице, так и за ее пределами. Многие не хотят говорить о проблемах на камеру. Впрочем, за кадром школьные руководители открыты к диалогу и говорят об одной проблеме — через несколько лет после введения новой программы не будет тех, кто сможет учить.
Представитель одной из школ, где химия и физика преподаются на русском языке, объясняет: правительство считает, что дети будут понимать эти предметы и на государственном языке, но в городе нет человека, который одновременно является специалистом по этим предметам и способен объяснить их на латышском. Более того, большинство учителей в пенсионном возрасте.
Директора признают, что многие не хотят работать в новых условиях и планируют уйти на пенсию. А новых специалистов, особенно в точных науках, просто нет. De facto выяснило, что в этом году образование учителя химии получило только четыре человека, хотя в одной только Риге есть три вакантных места.