Кроме штрафа, к предложенным условиям «Газпрома» Варашава требует сегодня дополнительные уступки: клиенты российской компании должны получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС.
Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии. Также в PGNiG требуют дать допуск до всех интерконнекторов в Центральной Европе, которыми пользуется «Газпром», и допустить независимого оператора на польский участок магистрали Ямал-Европа, которым совместно владеют «Газпром» и PGNiG через компанию EuRoPol Gaz.
Кажется, и так уже слишком, однако поляки настаивают еще и на применении Третьего энергопакета к уже действующему «Северному потоку» и будущему. Они, как известно, территориально не проходят по территории ЕС. Третий энергопакет же предполагает то, что добыча, транспортировка и хранение должны быть разделены между разными компаниями.
«Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По словам эксперта, как поведет себя Еврокомиссия на польские замечания, предсказать довольно сложно. «Очевидно, что учесть радикальные предложения Польши она не может, так как в этом случае сделка просто не состоится.
И у Еврокомиссии есть три пути: заключить сделку на оговоренных условиях, проигнорировав польских и балтийских коллег; просто закрыть дело с потерей лица для себя или признать „Газпром“ виновным. Последнего сделка не предусматривает и переведет вопрос в режим многолетней тяжбы, в которой с правовой точки зрения у Брюсселя не так много шансов выиграть».
Замдиректора ФНЭБ говорит, что, если бы было иначе, Еврокомиссия сразу пошла бы по жесткому сценарию: «Но там понимали, что претензии, мягко говоря, слабые».
Как уже сообщало EADaily, в последние годы Польша ежегодно потребляла более 15 млрд. кубометров газа. Две трети составлял российский газ. Причем, в прошлом году его доля только увеличилась. Как сообщило PGNiG в годовом отчете, поставки российского газа польской компании выросли на 24% — до 10,5 млрд. кубометров. Не секрет, что рост импорта российского топлива связан с его низкой ценой по сравнению с СПГ и газом, продаваемым на региональных европейских газовых биржах (хабах).
Несмотря на то, что в стране действует ограничение, не более 59% иностранного топлива из одного источника, доля российского газа составила 75% в импорте PGNiG. Более того, компания непосредственно заработала на низкой цене газа из России. Маржа PGNiG при его продаже потребителям увеличилась, и в 2016 году EBIT (прибыль до выплаты налогов и процентов) выросла на 50% — до 1,28 млрд. злотых ($ 320 млн.).
Вносимые же PGNiG новые требования к «Газпрому» должны еще больше улучшить позиции компании на рынке Центральной Европы, где она планирует активно продавать, очевидно, и российский газ. Такие же планы Варшава строит и в отношении Украины, где поставки ограничены техническими возможностями и ограничениями из-за действующих газовых контрактов. В прошлом году PGNiG продало на Украину более 400 млн. кубометров, а в этом планирует удвоить продажи.
Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач предполагает, что в требованиях польской компании могут быть какие-то корыстные интересы у Польши. «Но политические антироссийские мотивы определяют ее поведение в первую очередь», — считает эксперт.
EADaily