За передачу поправок высказались 70 депутатов, 15 — были против, двое воздержались.
Давая народу право выбирать президента, необходимо было бы изменить существующий порядок — и это могло бы стать полушагом к «режиму вождя», заявил в интервью Latvijas Radio директор Института общественных отношений Арвид Дравниекс.
«Напрямую избираемый народом президент означает изменение существующего порядка, это полшага к режиму вождя. В принципе, это возможно, но это зависит от культурного пространства, от отношений между людьми. Если они полны уважения, то да, но, если не полны уважения, то лучше нет», — добавил Дравниекс.
По его словам, «вождество» более всего характерно для стран Азии. Если решения надо принимать оперативно, эта система эффективна. Лидер, однако, рано или поздно ошибется, и, чем влиятельнее лидер, тем более серьезные последствия для общества в целом может иметь ошибка, подчеркнул аналитик.
«В демократических обществах принято договариваться, взвешивать разные точки зрения», — отметил ученый.
В свою очередь, предложенные поправки об открытых выборах президента в Сейме Дравниекс оценивает положительно, поскольку нынешняя система вызывает сомнения. Если странное голосование на закрытых выборах повторится, то порядок надо менять, считает аналитик.
«Это [открытое голосование] снижает возможность манипуляций. У этого есть известный политический смысл, поскольку все же президент — такая достаточно центральная фигура в латвийской политической системе. И тогда президенту понятно, кто в действительности его поддерживает, на кого он может рассчитывать... В случае президента открытое голосование было бы не только допустимым, но даже желательным», — добавил Дравниекс.
Как сообщалось, в конце прошлого года юридическая комиссия большинством голосов проголосовала за инициативу об избрании президента путем открытого голосования. Хотя взгляды по этому вопросу разошлись даже среди коалиционных депутатов. Однако в сентябре Сейм поддержал такие поправки к Сатверсме.
Сейчас президента Латвии избирают путем закрытого голосования. При этом голосование за президента — единственное закрытое голосование в Сейме.