Конечно, соцсети – это среда для политической рекламы и пропаганды. Президент США Дональд Трамп не стал бы президентом США, если бы не использовал активно твиттером, без интернета не рухнули бы живучие арабские диктатуры. С ростом значения интернет-сайтов и порталов снижается влияние телевидения, радио и печатной прессы, также в политической пропаганде становятся менее полезны классические виды агитации старых времен – наружная реклама, брошюры и разговоры с глазу на глаз с избирателями.
Но не стоит преувеличивать роль интернета, потому что старые способы тоже пока не исчезли. Люди пытаются и читать газеты, встречаться, перемещаться и думать самостоятельно, не только «чатиться», «шерить», «лайкать» и «серфить». Это особая боль соросовцев, потому что они, кажется, думали, что их жестокой троллинг в интернете превратится в такие же прекрасные результаты в политике. Увы, не сложилось.
Когда монополия ушла из рук, пришло время что-то делать. Одна из главных соросовцев Латвии, ученица-отличница бывшего редактора газеты Diena Сармите Элерте – Инга Спринге – демонстрирует фантастические умения добывать иностранное финансирование для внутриполитических игр.
Каждый может изучать в интернете все, что угодно, но заранее ясно, что исследования Спринге будут преподноситься, как истина в последней инстанции – эти исследования будут, мягко говоря, тенденциозны – плохими, неправильными и злыми окажутся, скорее всего, такие партии, как «Согласие» или СЗК, зато соросовским «Единству», Новой консервативной партии и партии «Движение ЗА» искусственный интеллект отведет роль светлых сил.
«Качественной журналистикой» окажется та, которая болеет за Стрике и Ашераденса, и наоборот – неправильной будет та, которая не мочит трусики от восторга перед этими силами.
Google выделил на этот проект 50 000 евро. Шляпу долой! Так присосаться к груди самого поисковика Google и за эти деньги еще крутить грязные дела во внутренней политике надо уметь.
Искусственный интеллект, который опознает лица людей, их голоса и почерки. Ну просто прекрасно – цензура и шпионаж, какой-то роман Джорджа Оруэлла про скотный двор или 1984 год!
Исторически так сложилось, что всякие прокрустовы ложи естественным политическим процессам законодательно навязывает соросовское течение, которое раньше звалось «Новое время», а теперь «Единство». С лицемерным, но популярным лозунгом уменьшить власть денег в политике были введены потолки предвыборного финансирования партий, ограничены возможности спонсировать партию и так далее.
Вышло, правда, очень смешно, потому что именно «Единство» получило самый болезненный бумеранг из-за превышения предвыборных трат, из-за чего лишилось госфинансирования и было ещё и оштрафовано. Но это их не сильно волнует – электорат, как золотая рыбка, быстро забывает факты, и «Единство» так или иначе может рассказывать, что все остальные – плохие.
Ясно, что перед выборами партии будут мошеничать с расходами на кампании и пытаться их скрыть. Тут снова будут не только осознанные нарушения, но и наивные индивидуальные кампании отдельных партийцев в обход центральной кассы и руководства партии. Будут разные чудеса. Поэтому плохое время наступает для особо секретной конторы Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB), которое должно контролировать денежные дела партий. Тут никуда не денешься – даже дурацкие законы надо исполнять.
Но интернет-среда – это нечто умом необъятное и трудно контролируемое, где законы могут работать плохо. Это как Дикий Запад середины девятнадцатого века – шериф может что-то сделать, но параллельно существуют процессы, где власти ничего не понимают и не могут идти в ногу со временем. Такая социальная сеть, как Facebook – это нечто вроде круглого столба с объявлениями, который постоянно вращается.
Если у человека есть какое-то сообщение для другого, он крепит на этот столб свою картинку или текст. Если у него много друзей или сообщение интересное, то другие люди будут видеть его вновь и вновь. Если оно не интересно, то исчезнет или окажется на периферии. Но есть возможность заплатить деньги, и на этом зарабатывает Facebook – чтобы обеспечить программой алгоритмов все новые и новые появления сообщения. Бочка вращается, а прикрепленный к ней «листок объявления» не срывают.
Сколько таких денежек в легальном и нелегальном обороте? KNAB сейчас не понимает, как это выяснить и подсчитать.
Непонимание настолько глубоко, что глава KNAB Екаб Страуме публично высказал идею, что Facebook надо заблокировать, потому что он не сообщает, сколько денег политики вкладывают в самовосхваление. Это звучит совсем глупо – не стоило Страуме так говорить.
Можно, конечно, заблокировать соцсети, но это получится совсем тоталитарно и непопулярно. Большой Китай живет без Facebook, но стоит ли Латвии ему подражать? Если в реке есть водоворот, то вряд ли будет разумно перегородить течение реки, чтобы больше в нем никто не утонул.
Распространение спонсируемого сообщения в Facebook стоит не слишком дорого – за какие-то три евро можно получить аудиторию до 1000 человек. Вся латвийская фейсбучная аудитория составляет около 700 тысяч, но для пропаганды вся она не нужна. Интернет-специалисты умеют направлять рекламу по целям – не просто всем, а людям определенного возраста, профессий, групп интересов, жителям конкретных регионов.
Большие расходы возникают не в простом раздувании популярности, а в других моментах. В Латвии существует ряд фирм по общественным отношениям, которые безжалостно облапошивают и доят своих клиентов –в том числе политиков и их спонсоров, рассказывая, что в интернете все дорого. Швейцарский адвокат Рудольф Мерони на муниципальные выборы выложил миллионы, а реальная интернет-пропаганда дошла хорошо, если до пары сотен тысяч. Многие фирмы общественных отношений и обещавшие представлять нужды Мерони политиканы эти огромные суммы «прикарманили», а отдачи никакой не было.
Страуме не нужно идти на поводу у Спринге и угрожать закрыть Facebook, лучше послушать, что говорят всякие мерониподобные люди политической закулисы, кто, кому, сколько и за что заплатил. На этом можно не одно дело начать.
Источник: nra.lv
Перевод: freecity.lv