Зима 2022 года. Число заболевших коронавирусом в Латвии бьет все рекорды – по 10-11 тысяч новых случаев в день. Число умерших с положительным ковид-тестом перевалило за 5 тысяч. А привиты к концу февраля лишь 1,296 млн или 69% латвийцев. Хотя по плану вакцинировать 70% взрослых должны были еще летом 2021-го. Причем, для этого были выделены 60 миллионов евро дополнительно. Что же пошло не так?
Проблемы начались еще на стадии закупки вакцин. Ревизоры пришли к выводу: обязанности людей, которые принимали важнейшие для страны решения, в некоторых случаях не были четко обозначены. А их участие не задокументировано. Поэтому и призвать к ответственности, в случае чего, будет некого.
В январе 2021-го Минздрав создает Бюро - для эффективного планирования вакцинации. Находится оно в прямом подчинении министра. Сотрудникам назначают огромные зарплаты, выше, чем в публичном секторе. Но эффективного планирования не получается. В марте 2021-го Латвия находится на последнем месте в Евросоюзе по числу вакцинированных. Привиты лишь 4% населения, в основном, медики. Бюро демонстративно закрывают. Открывают отдел под Национальной службой здоровья, куда переводят сотрудников. Тут уже действует единая система зарплат, поэтому заработок резко снижается. Но его компенсируют различными доплатами: за борьбу с Covid-19, за личный вклад, за реализацию стратегически важной цели, сверхурочные.
«В ревизии мы констатировали несмотря на то, что зарплата формально сократилась, ее уравновесили доплатами. Это непрозрачный подход, который влияет на доверие общества. Хотя нарушения закона нет», - пояснила член правления Госконтроля Майя Аболиня.
Вот, к примеру, зарплата одного из работников Бюро вакцинации - 4 900 евро (4 905). В отделе вакцинации она сократилась до 1 900 евро (1 917), но доплата полторы тысячи (1 486) плюс сверхурочные - еще больше, чем полторы тысячи (1 656). В итоге, общая сумма набегает 5 тысяч. Больше, чем было. На вопрос сохраняться ли такие доплаты, директор Национальной службы здоровья Арис Каспаранс отвечает:
«Все трудились вне рабочего времени, по вечерам и выходным. Та оплата в тех условиях, в которых приходилось работы, доплаты за сверхурочные, отвечают и объемам выполненной работы, и нормативным актам».
Следующий слабый момент: план вакцинации. Как его придумали в самом начале, так он долгое время не меняется. Основная цель – не работать с группами риска, а бить по всем фронтам, к лету достичь 70% вакцинированных. В этом, считают ревизоры, и заключается главная стратегическая ошибка. В итоге, к лету привито лишь 46% взрослых из обещанных 70%, темпы вакцинации пожилых людей особенно печальны, а в обществе гуляют антиваксерские настроения. Только в июле 2021-го правительство спохватывается, план пересматривают, срочно вносят новые меры. Например, участие семейных врачей делают не добровольным, а обязательным.
«Самая большая проблема, по мнению ревизоров, не было единого понимания, так какая цель у Латвии? Какие мероприятия проводить? И какие шаги предпринимать?», - пояснила Майя Аболиня.
На комиссию Сейма, которая разбирает проверку Госконтроля, приглашают семейных врачей. Вопрос: почему лишь чуть больше половины семейных врачей были задействованы в вакцинации, а в Латгалии и того меньше – всего 32 процента?
«В более, чем 380 практиках, там только одна медсестра. А 13 практик вообще без медсестер, только один врач работает. Как эти практики вообще могли начать вакцинацию? Это было невозможно!», - считает президент Латвийской ассоциации семейных врачей Сармите Вейде .
Антиваксерские настроения были и среди семейных врачей. По данным Ассоциации, четыре специалиста прекратили практику из-за своих убеждений. А вот президент Латвийской ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска призналась, им до сих пор еще не заплатили за привитых пациентов за прошлый год:
«Мне придется кинуть камень в огород Минздрава, за прошлый год не заплачено еще до сих пор».
В феврале 2021-го выделяют полтора миллиона евро на создание ВИВАТ – IT-программы для управления вакцинами. Планирование поставок, организация логистики, управление запасами – со всем этим и должен помочь ВИВАТ. Однако ревизоры замечают, компании вручную заполняют опросник о запасах вакцин. Оказывается, программу не разработали так, чтобы можно было видеть доступные и использованные вакцины. Инвентаризацию делают далеко не все поставщики услуги. В итоге, один из участников списал 547 доз вакцины, у которых закончился срок годности. Это можно было заметить вовремя и хотя бы вакцины пожертвовать, чтобы они не пропали.
«Процесс вакцинации был провален не потому, что жители не хотели, а потому что госучреждения не могли, а может, и не хотели - ничего делать. Важнее было обеспечить нужным людям нужные зарплаты, а результат мы видим, Госконтроль все показал», - заявил член комиссии Сейма по публичным расходам и ревизиям Марис Можвилло.