Для сравнения, Германия приняла более 1,2 миллиона беженцев, а Польша - почти 1 миллион, согласно данным Евростата. Показатели Франции значительно ниже Ирландии, которая принимает более 100 000 украинцев среди 5 миллионов жителей.
Данные еще более поразительны, если сравнивать их с населением стран: Польша, Балтия, Чехия, Словакия и Болгария принимают более 25 беженцев на 1 000 граждан. Франция, напротив, принимает менее 1 беженца на 1000 граждан.
Отчасти это объясняется возрастным составом беженцев, которых принимают европейские страны: Из почти 65 000 человек, которым Франция предоставляла временную защиту в конце января, по данным Евростата, всего 25 человек моложе 18 лет. Несовершеннолетние обычно могут находиться во Франции без разрешения, поэтому их редко включают в статистику временной защиты, отмечает Евростат. Жерар Садик из неправительственной организации La Cimade говорит, что примерно 30 000 украинских беженцев не учтены во французских данных.
Язык также играет роль: славяноязычные страны привлекают большое количество украинских беженцев. Но, по мнению аналитиков, не только язык, но и такие факторы, как географическая близость к Украине, финансовая поддержка беженцев и уже сложившаяся общинная сеть, могут частично объяснять разительное неравенство во Франции.
"Насколько я понимаю, Франция просто не соответствует ни одному из этих трех требований", - говорит Евгения Близнюк, генеральный директор и основатель исследовательской компании Gradus, которая изучала опыт украинских беженцев за рубежом.
Франция находится "довольно далеко", ее финансовая поддержка "значительно ниже", чем у Германии, и в стране изначально не было большой украинской общины, утверждает она.
Правозащитные группы также указывают на языковые трудности и знаменитую французскую бюрократию.
Новая жизнь во Франции
Наталья Хоменко покинула Киев в тот день, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году.
Сначала 50-летняя женщина отправилась в Сербию, так как в Белграде жила ее сестра. Владея французским языком, через несколько месяцев она решила переехать в Ренн, Франция. К тому времени ЕС запустил Директиву о временной защите - схему, которая теперь продлена до марта 2025 года.
Хоменко нашла однокомнатную квартиру с помощью франко-украинских друзей семьи и устроилась на работу, не обращаясь за помощью к французскому государству.
Опыт Хоменко, который она сама назвала "исключительным", намекает на важный фактор, влияющий на решение беженцев: По ее словам, не только знание языка, но и наличие сети поддержки является ключевым фактором для обустройства во Франции.
Без помощи переезд может оказаться сложным.
По словам Ксении Гедз, координатора украинской правозащитной организации "Право на защиту", людям, бежавшим из Украины, было трудно получить информацию о процедуре подачи заявления на временную защиту, социальных пособиях и жилищных программах, а также о возможностях получения образования и работы во Франции. По ее словам, требование продлить разрешение на временную защиту стало "новым препятствием".
"Франция - страна бумажной волокиты", - признала Хоменко, но добавила, что у нее не было никаких проблем с продлением статуса защиты, которое необходимо делать каждые шесть месяцев. По словам Хоменко, чтобы преодолеть бюрократические препоны, беженцы могут опираться на обширную сеть групп и ассоциаций в Facebook, предлагающих информацию и помощь при переезде.
В то время как в других странах, например в Германии, поддержка организуется в основном на государственном уровне, во Франции к приему украинцев подключились ассоциации и местные жители. Было "много государственных и частных инициатив, и много [помощи] исходило от граждан, например от французов, которые открыли свои дома", - говорит Хоменко.
УВКБ ООН также высоко оценило государственную программу Франции по размещению граждан, в рамках которой в начале 2022 года около 17 000 беженцев были размещены у 7 000 граждан-хозяев.
Проблема не только Франции
Возможно, ключевым словом в Директиве ЕС о временной защите является слово "временный".
"Одна из вещей, которую мы обнаруживаем снова и снова... это то, что временность действительно влияет на принятие решений семьями", - говорит Дэниел Гореван, старший советник по вопросам защиты в неправительственной организации Save the Children.
Данные Евростата подтверждают, что не всем удается обрести стабильный дом в принимающей стране: В то время как число беженцев неуклонно растет в большинстве стран ЕС, в некоторых из них, в том числе во Франции, Чехии, Швеции и Эстонии, оно сократилось. "Если они не знают, что произойдет в будущем, это влияет на то, будут ли они записывать детей в школу... или предпримут ли они шаги, необходимые для изучения языка", - утверждает Гореван.
В результате некоторые беженцы переехали в ЕС, но не прижились там. Сообщалось о проблемах беженцев, начиная с их попыток найти работу и изучения местного языка и заканчивая административными нагрузками и доступом к медицинскому обслуживанию и образованию. По данным организации "Спасите детей", около двух третей детей беженцев в Польше, Румынии и Молдове не ходят в школу, при этом многие из них посещают онлайн-уроки по украинской программе. Как и другие долгосрочные жизненные решения, "это, очевидно, имеет последствия в плане их интеграции в принимающие общины, их чувства принадлежности и благополучия", - говорит Гореван.
По словам Хоменко, многие украинцы боятся того, что произойдет, когда срок действия временной защиты истечет в марте 2025 года. "Два года уже прошло, а теперь она продлена всего на один год. Ситуация остается слишком сложной. Может быть, ЕС уже может решить этот вопрос".