Конечно, жизнь сейчас веселее, чем при Леониде Ильиче. Но в смысле бытовом так называемый «путинский застой» считают похожим на брежневский. Говорят, что уровень жизни рядового человека нынче так же буксует, как и в 1970-е, а знатоки экономической науки добавляют, что и ВВП стагнирует сходным порядком.
Это миф. Возьмем три «застойные» пятилетки — девятую, десятую и одиннадцатую. За девятую пятилетку (1971-75 гг.) советская промышленность выросла на 43%, а реальные доходы населения — на 24%. За десятую (1976-80 гг.) — соответственно на 23% и на 18%. За одиннадцатую (1981-85 гг.) — на 20% и на 11%.
Как видите, застой застоем, а жизнь все лучшала и лучшала. Судя по докладам, конечно.
Сравним это с тем, что докладывают сегодня.
Сейчас у нас с вами на дворе вторая путинская шестилетка. Первая началась в 2012-м, когда вождь издал «майские указы» с директивами на шесть лет вперед. А нынешняя — в 2018-м — с единственного, но исчерпывающего «майского указа», в котором все расписано на такой же срок.
За первую шестилетку (2012-17 гг.) промышленность выросла примерно на 5%, а реальные доходы понизились на 1%. Разумеется, цифры эти — сугубо прикидочные. Государственная статистика постоянно меняет методики, от всей души стараясь улучшить результаты. Причем не только текущие, но и прошлые. Часть старых данных уже переправлена, часть — еще нет. Поэтому суммировать приходится этакую смесь тех и других. Но ясно, что никакого сравнения с брежневскими пятилетками первая наша шестилетка все равно не выдерживает.
Теперь о второй (2018-23 гг.). Почти треть ее уже позади. Если мы просто экстраполируем на предстоящие годы те темпы, которые официально насчитаны на 2018-й и на прошедшую часть 2019-го, то получится, что за вторую шестилетку промпроизводство вырастет на 14-15%, а вот реальные доходы граждан упадут на 5-6%.
Как видим, в том, что касается промышленности, госстатистика добилась вызывающего уважение успеха. До одиннадцатой брежневско-андроповской пятилетки уже недалеко. А мимо экспертов, вопрошающих, откуда, дескать, берется общий промышленный рост, в то время как по большинству конкретных производств роста нет или почти нет, мы пройдем с презрением. Пусть бессильно клевещут.
Но вот что касается уровня жизни, то новые методики подсчета явно не оправдали надежд.
Хуже того. В столь важную сферу, как пропаганда прошлых и будущих успехов режима, вмешиваются не уполномоченные на то организации. Например, Центробанк России.
Изображая в недавнем докладе возможные экономические сценарии на ближайшие годы, ЦБ расписывает, наряду с прочими, и «рисковый» сценарий, по которому уже в 2020 году начнется глобальный кризис экономики, нефть упадет до $25, и российский ВВП опять поедет вниз. Между строк опытный читатель уловит, что этот сценарий оценивается авторами как довольно вероятный.
Не скажу, что государственным финансистам совсем уж изменил служебный здравый смысл. Пишут, что девальвация рубля в этом случае неизбежна, но своими курсовыми прикидками с народом не делятся. Дают понять, что уровень жизни пострадает, но, вместо прогноза реальных доходов, заявляют лишь об ориентировочном снижении (на 2% в 2020-м) расходов домохозяйств на конечное потребление. А этот показатель падает медленнее доходов, поскольку люди в критических случаях пускают в дело свои денежные и материальные резервы.
Но, так или иначе, сложившееся положение не назовешь приемлемым. Наш застой-XXI не имеет права быть хуже брежневского. Престиж режима требует, чтобы годы путинского правления на фоне финальных советских пятилеток выглядели достойно. Вторая и последующие шестилетки должны стать эпохой убедительных материальных побед.
Разумеется, речь вовсе не о каких-то там «реформах». Повторение чиновниками этого слова только злит народ, и его вообще надо запретить.
Все должно быть подчинено решению единственной реальной задачи — восстановлению в умах образа державы, идущей от одного материального триумфа к другому.
В 1970-е так и было. Значит, надо повторить.
Пусть все ведомства регулярно отчитываются о быстром росте в профильных для них сферах. Должностное лицо, признавшееся в снижении любого показателя, должно быть немедленно уволено. Организации, публикующие прогнозы, не проникнутые победным духом, подлежат роспуску. В дополнение к имеющимся контрольным органам создать Росцифронадзор, уполномоченный пресекать опубликование любых цифр, отличающихся в худшую сторону от официальных индикаторов уровня жизни и роста экономики.
Перестать повторять обещание о скором прорыве на пятое место в мире по ВВП. В кратчайший срок разработать методики, выводящие нашу страну на второе место — после Китая. На закрытых политинформациях разъяснять, что место на самом деле первое, но об этом вслух не говорят, чтобы не расстроить старшего брата.
Перезагрузить агитпроп, чтобы на втором месте после рекламы деяний вождя была, как при Брежневе, пропаганда успехов передовых предприятий и ударников труда. А разоблачение внутренних и внешних врагов — только на третьем.
И, наконец, возродить в рабочих, крестьянах и представителях трудовой интеллигенции чувство причастности к растущему процветанию державы. Для этого восстановить систему всероссийского (бывшего всесоюзного) соревнования. Раньше оно называлось «социалистическим». «Капиталистическое» не пойдет — значит, приказать пиарщикам придумать, какое.
Отличникам этого соревнования по образцу брежневского знака «Ударник пятилетки» вручать знак «Ударник шестилетки» («изготовленный из алюминия, овальной формы, окаймленный по краям лавровыми листьями и крепящийся при помощи булавки»). Прикрепишь его к верхней одежде — и мир вокруг станет другим.
Нетрудно перенести в наш быт также и награду отличившимся коллективам «За высокую эффективность и качество работы в… шестилетке» (указать номер), воспроизведя весьма популярный в эпоху брежневских пятилеток «Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ». Какое сердце не дрогнет при виде этого знака? «На медальоне в лучах яркого солнца, стоящего в зените, на голубом небосклоне помещены символические изображения основных отраслей народного хозяйства: атомной энергетики, угольной промышленности, нефтяной промышленности, газовой промышленности, металлургии, сельского хозяйства, жилищного строительства, гидроэнергетики».
Обновить придется только список организаций, от лица которых преподносится награда. Пусть это будут, скажем, кремлевская администрация, президентский Совет по правам человека, клуб «Ночные волки» и Юнармия. Чтобы уж всем понравилось.
В совокупности перечисленные мероприятия вернут то процветание, которое успешно длилось целых три застойных пятилетки.
Над этим сроком стоит задуматься. Другого способа так долго выдавать себя за выгодный народу проект у системы не осталось.
Сергей Шелин, Росбалт.