Увы, скоро обнадеживающие сообщения о приходе белорусских инвесторов могут сменить более печальные известия. Когда белорусские менеджеры столкнутся с латвийской банковской системой. Под видом «капитального ремонта» латвийские банки превращены в учреждения, где на бизнесмена смотрят не как на желанного клиента, а на человека, от которого одни неприятности. Сам премьер Кришьянис Кариньш признал: «Осторожность банков – одна из причин, затрудняющих инвестиции в Латвию». И поведал о нескольких случаях, когда потенциальные инвесторы делали Латвии ручкой. И это Кариньш, который сам был горячим сторонником «очистки» банков.
Но парадокс в том, что потенциальный десант белорусских предпринимателей в Латвию может покончить с абсурдной ситуацией, когда мы собственными руками гробим свою же конкурентоспособность. /Премьер уверяет, что хочет добиться того, чтобы банки не боялись потенциальных клиентов, а министр экономики Янис Витенбергс поддерживает его, утверждая, что создается «зеленый коридор» для иностранных инвестиций в Латвию. Что ж, тогда есть надежда, что созданную переусердствовавшей Службой финансовой разведки мрачную атмосферу инквизиционного трибунала, перед которым должен отчитываться каждый желающий открыть счёт в латвийском банке, удастся несколько разрядить.
Саму главу службы Знотиню упрекнуть не в чем. Она действует в соответствии со своими интересами – буквально выполняя спущенные сверху инструкци, и надеясь, что за это ей предоставят возможность продолжить карьеру в какой-нибудь международной структуре. Пример Валдиса Домбровскиса заразителен. «Для начала как следует погноби своих, и тогда тебя оценят и найдут хорошо оплачиваемую работу ближе к центру, а не в этой провинциальной глубинке», - девиз этих карьеристов еще со времен Восса [первый секретарь ЦК компартии Латвии в брежневские времена], а то и времен немецких баронов.
Если с приходом белорусских предпринимателей в Латвию контора Знотини действительно прекратит терроризировать латвийскую банковскую систему, то это будет двойным подарком для всех нас. Конечно, не всё сразу, банковская система как любая многоуровневая бюрократия обладает огромной инерцией, и перемены будут медленнее, чем хочется. Но основная проблема в другом.
Интересы Знотини в данном случае не совпадают с интересами Латвии и ее жителей. Ей во имя своей карьеры нужно продолжать демонстрировать твердолобость.
Даже больше. Сопротивление «давлению» правительства тоже считается плюсом в брюссельских структурах: ах, молодец, на этого чиновника нельзя повлиять. А как отразится его несгибаемость на народном хозяйстве его страны - это другой вопрос.
Иными словами, Кариньш, Витенбергс и остальные министры могут говорить что хотят и обещать бизнесменам любые блага. Но в реальности все будет зависеть от того, сменит ли Знотиня гнев на милость, перестав считать каждого открывающего счет потенциальным мошенником.
Действительно, где гарантия, что кто-то из белорусских предпринимателей где то как то не совершит нечто, не понравящееся СФР? Если таковая вохможность выше нулевой (а она выше!), для любого банка спокойней и безопасней отказать ему в открытии счета.
Правительству придется поломать голову, если оно действительно хочет видеть в Латвии инвесторов. Иначе вскоре белорусские бизнесмены сообщат своим партнерам по всему миру: знаете, Латвия – это не та страна, где ждут ваши деньги, держитесь ка от нее подальше. А мы опять, как дикари на острове Невезения, не осознающие последствий собственных решений, будем рыдать, клясть беду и недоумевать: мы так успешно пережили пандемию коронавируса - так почему у нас опять худшие экономические показатели в Балтии? Может, хоть тогда догадаемся спросить об этом у Знотини и ее защитников?"