В отличие от дурнопахнущих приватизационных схем, дербанить деньги клиентов ABLV можно под лозунгами «Русские идут!», «Счета дочек Путина!», «Тайные счета Северной Кореи!». Тогда не только латвийский народ будет благодарно аплодировать, но МША может удостоить Президентской медалью свободы. Шанс выслужиться перед США совпадает с интересами местных аферистов.
А что же Служба предотвращения легализации незаконно приобретенных средств? Нет она вовсе не стоит неусыпным стражем, пресекающим подобные идеи на корню. 14 января в интервью "Диене" глава Службы Илзе Знотиня заявила, что поставила себе очень своеобразную цель – добиться не самоликвидации банка ABLV, а его ликвидации.
Но есть некая мелочь. Служба предотвращения легализации незаконно приобретенных средств или Служба контроля – это не полностью независимая структура, которая что хочет, то и творит. Чтобы средства были признаны незаконно приобретенными, должно быть решение суда, которое вступит в силу.
Добиваться того, чтобы самоликвидацию какого-то банка заменили ликвидацией вовсе не входит в полномочия Службы контроля. Если руководство Службы начинает проталкивать такие идеи, то это вызывает подозрения в самоуправстве и превышении полномочий.
Здесь и находится частичный ответ, почему Алдис Гобземс будет опасен на посту министра внутренних дел даже на несколько часов. Ведь институционный контроль над Службой контроля реализуется через МВД.
Если Алдис Гобземс не хочет выслуживаться перед США и не взят в долю, чтобы ограбить банк ABLV, то для заинтересованных в ликвидации банка недопустимо даже на секунду пускать его в кабинет министра внутренних дел. Полагаю, тогда министр, разобравшись в ситуации, незамедлительно сообщит компетентным учреждениям и общественности о том, что есть подозрения в подготовке крупнейшей финансовой аферы десятилетия в Латвии.