"Президент Банка Латвии прибыл на работу", - сказал Силакалнс, добавив, что в ближайшие часы у Римшевича запланированы рабочие переговоры и совещания об организации работы после того, как во вторник было объявлено постановление Суда ЕС.
Как сообщалось, Суд ЕС отменил решение об отстранении Римшевича от должности президента БЛ.
В постановлении суда говорится, что даже временный запрет на исполнение должностных обязанностей считается отстранением от должности.
Иски в Суд ЕС подали и Римшевич, и Европейский центральный банк (ЕЦБ), оспаривая решение Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), в соответствии с которым Римшевич был отстранен от должности, поскольку подозревается в торговле влиянием и взяточничестве.
Римшевич в ходе процесса в Суде ЕС заявил, что не совершил ничего из того, в чем его обвиняют, и подобно ЕЦБ считает, что государство не предоставило никаких доказательств этих деяний.
Суд указал, что на этапе письменной части процесса Латвия не предоставила каких-либо даже предварительных доказательств утверждений о коррупции, которые легли в основу оспариваемого решения.
На заседании суда его председатель просил представителей Латвии в кратчайшие сроки предоставить суду документы, обосновывающие оспариваемое решение. Тем не менее ни один из документов, которые представители Латвии подали после судебного заседания, не содержали доказательств того, что существует достаточно фактов, которые свидетельствовали бы об обоснованности выдвинутых Римшевичу обвинений.
Таким образом, как постановил Суд ЕС, Латвия не доказала, что отстранение Римшевича от должности основано на достаточных доказательствах того, что он совершил тяжкое нарушение в соответствии с уставом ЕЦБ.
В постановлении суда указывается, что суд, рассмотрев иск в соответствии с системой центральных банков и уставом ЕЦБ, не заменяет суд конкретного государства, в компетенцию которого входят решения об уголовной ответственности обвиняемого главы банка. Кроме того, Суд ЕС не вмешивается в предварительное расследование, которое в отношении него ведут компетентные административные или судебные учреждения.
Суд ЕС отмечает, что для нужд такого расследования, в том числе для того чтобы не допустить, что соответствующий руководитель чинит ему препятствия, могут приниматься решения о временном отстранении от должности.
В свою очередь Суд ЕС в рамках своей компетенции должен убедиться в том, что решение об отстранении руководителя центрального банка от должности принимается только в том случае, если есть достаточно признаков в пользу того, что он совершил серьезное нарушение, что оправдывало бы такие меры.
Как сообщалось, Римшевич был задержан БПБК в феврале прошлого года и проходит как обвиняемый по уголовному процессу о взяточничестве.
Прокурор Виорика Йиргена ранее сообщила, дело было начато по заявлениям двух акционеров АО "Trasta komercbanka". Оба акционера фигурируют в деле как взяткодатели, но освобождены от уголовной ответственности, поскольку добровольно обратились в правоохранительные учреждения с информацией о взяточничестве.
Римшевич ранее заявил, что не виновен и сам не подаст в отставку с должности президента Банка Латвии. Инкриминируемые ему обвинения он считает клеветой в интересах отдельных банкиров.
Напомним, как сообщал rus.lsm.lv, то, что Суд Евросоюза отменил решение об отстранении главы банка Латвии Илмара Римшевича от занимаемой должности, объясняется неопытностью Латвии в подобных тяжбах, заявил генпрокурор Эрик Калнмейер. В постановлении суда говорится, что даже временный запрет на исполнение должностных обязанностей считается отстранением от должности.
Для Латвии, да и всей Европы, это было первое такое дело, и было непонятно, как реагировать на запрос Суда ЕС о предоставлении доказательств вины Римшевича, сказал Калнмейер. Ведь конфиденциальности Суд ЕС не гарантировал, а, напротив, предупредил, что даст ознакомиться с материалами и адвокату Римшевича.
В планы латвийского следствия это не входило. То, что настоять на конфиденциальности Латвия имела право, выяснилось куда позднее. Было ново и то, что члены ЕЦБ, оказывается, могут обжаловать такую свою отставку на родине в Суде ЕС, таким образом обойдя национальное судопроизводство, добавил генпрокурор.
Иск в Суд ЕС подали как сам Илмар Римшевич, так и Европейский центробанк. Они оспаривали решение антикоррупционного бюро об отстранении главы Банка Латвии от должности в связи с подозрениями в злоупотреблении влиянием и взяточничестве.
Уголовное дело было заведено по заявлениям акционеров предприятия Trasta komercbanka. Римшевич обвинения в свой адрес опровергал. Европейский центробанк также считает, что латвийское государство не предоставило суду никаких доказательств преступных деяний Римшевича.
Его адвокат Мартиньш Квепс признал, что даже не ожидал настолько положительного для его клиента результата:
«Решение суда в какой-то мере стало для нас сюрпризом. Столько, сколько в нем написано, мы не просили. И не просил Европейский центробанк. Мы просили декларативный приговор, который констатировал бы противоправность конкретных действий. Но, как вы сами видите из решения, суд посчитал необходимым и возможным отозвать решение антикоррупционного бюро. Это была инициатива самого Суда ЕС, мы этого не просили».