Тут увековечат память о ее прошлом и создателе знаменитого "Рижского бальзама".
В Риге много великолепных площадей, куда с удовольствием идут туристы и сами горожане: Ратушная, Домская, Ливу, Замковая… Но вот одна из старейших — Алберта — пока остается за кадром и нуждается в благоустройстве. В ближайшие годы здесь должен появиться целый комплекс симпатичных сооружений, которые преобразят ее лицо: от скульптурных композиций до фонтана. Все это — результат конкурса, состоявшегося по инициативе AO Latvijas balzams.
Спросите, причем здесь известное предприятие? В районе площади Алберта жил создатель "Рижского черного бальзама" Абрахам КУНЦЕ, и на предприятии решили увековечить память о нем.
Многие рижане, когда называешь эту площадь, удивляются: "А где вообще такая в Риге?" Понять их можно: площадь малопримечательная, больше известна историкам и краеведам. А находится она на выходе из тоннеля под улицей 13 Января (если идете от Центрального рынка в Старый город), за трамвайными путями. Через нее легко выйти на улицу Грециниеку, к Ратушной площади. Но для города это место особенное: тут было первое поселение на территории Риги — ливов. Жили они на берегу реки Ридзене, которая протекала рядом и в этом месте делала изгиб. В 1201 году как раз сюда прибыли корабли епископа АЛЬБЕРТА. В XVII веке здесь находилась рижская конно–почтовая станция, а в XVIII — жил создатель "Рижского бальзама" Абрахам Кунце.
— Точный адрес нам неизвестен, — рассказывает "ВЕСТЯМ" представитель Latvijas balzams Дана ХАСАНА. — В результате изысканий последних лет удалось установить, что дом находился в районе площади Алберта и улицы Калею. Мемориальную доску на конкретном доме не установишь — поэтому и появилась идея увековечить память об известном человеке на площади Алберта…
В Рижской думе идею поддержали.
— Это место знаковое в истории города, связанное со многими значимыми событиями. И когда появилась неожиданная частная инициатива его улучшить, облагородить, мы ее поддержали, — рассказывает представитель департамента городского развития Рижской думы, главный территориальный планировщик отдела планирования исторического центра Айгарс КУШКИС.
В конкурсе приняли участие 9 творческих коллективов, в том числе из–за рубежа — литовский. В жюри вошли представители Союза архитекторов, дизайнеров, Рижской думы, самого предприятия. По словам членов жюри, задача участников была непростой: нужно было не только представить скульптуру, посвященную Кунце, но и найти вариант, "как вместить ее в концепцию площади Алберта".
Единогласно первое место было отдано проекту латвийского творческого объединения U–R–A, который предусматривает обустройство всей площади Алберта, учитывая ее многовековую историю. По замыслу, тут появятся и "Рижский корабль" — фонтан с контуром судна, и изобретение Кунце. Оно будет увековечено в инсталляции, напоминающей силуэт бутылки бальзама под названием "Спираль жизни Кунце". По инсталляции можно будет ходить, как по туннелю, фотографироваться. На ней можно будет прочитать и о фактах из жизни Кунце.
— В Центральной Европе такого рода инсталляции очень популярны. Тут автор выступает не только как скульптор, но и как режиссер, инсценировщик всего места, — поясняет один из соавторов победившего проекта, преподаватель Рижской школы дизайна и искусства Гульнара ХАСАНШИНА.
О том, что в Риге одной достопримечательностью станет больше, не сомневается и представитель Латвийского союза архитекторов Вита ПОЛКОВНИКОВА.
— На площади появится и импровизированная деревянная сцена, на которой смогут проходить выставки, небольшие театрализованные представления. Туристы смогут остановиться, задержаться, а не просто запечатлеть себя на фото у классической скульптуры и идти дальше. Тут будут и фонтан, и лестницы. И взрослые, и дети в буквальном смысле слова смогут войти в саму инсталляцию. Это сейчас — европейский тренд: создание городского пространства, в котором человек может отдохнуть, провести время, — поясняет архитектор.
На мой же вкус, самой симпатичной из представленных была скульптура Ольги ШИЛОВОЙ, на которой изображен сам Кунце. Образ, поднимающий настроение, заставляющий улыбнуться. В сегодняшней Риге подобных работ не так много. Но члены жюри объясняют, что этот проект не учитывает концепции всей площади, поэтому он и занял только третье место. Остается надеяться, что работа Ольги Шиловой (кстати, известного рижского скульптора, преподавателя Академии художеств) не пропадет и появится в каком–нибудь из уголков города, хотя бы в парке. Кунце, право же, не менее значим для города, чем УЛУГБЕК или Тарас ШЕВЧЕНКО, памятники которым установлены…
А когда у старинной площади появится новое лицо?
Благоустройство займет годы, потому что нуждаются в реконструкции и городские коммуникации. Преобразования пройдут в несколько этапов. Часть работ, по словам Даны Хасаны, может быть завершена к будущему году, к Празднику города.
Будущее скульптуры
А по какому пути дальше двигаться рижской и латвийской скульптуре? По пути схожих инсталляций или все же по классическому варианту? Удачных примеров последних в столице в новейшей истории немало: памятники художникам ПАДЕГСУ, ИРБТИСУ, каменщику и трубочисту (на улице Мурниеку)… Что думает представитель Союза архитекторов?
— Нужно идти по пути концепции, которая создана для площади Алберта, когда человек погружается в городскую среду, — считает Вита Полковникова. — А примеров такого рода в латвийских городах много: скульптурные композиции в Вентспилсе, Лиепае, Цесисе, Елгаве, Риге… В Риге это и великолепная набережная около Центрального рынка, и квартал Спикери — красных амбаров. Тут можно задержаться — зайти в кафе, на выставку, просто посидеть на скамейке и полюбоваться симпатичной средой…
Штрихи к портрету КУНЦЕ
А что известно о человеке, создавшем "Рижский бальзам", — Абрахаме Кунце?
По словам представителя Latvijas balzams Валтерса КАЖЕ, сведений о месте его рождения нет. Возможно — рижанин, возможно — выходец из Германии. Нет точных данных и о национальности. Предполагают, что он мог быть либо немцем, либо евреем. Евреям запрещалось жить в те годы в черте города, Кунце жил около крепостных ворот. А торговал за воротами.
— Через дистрибьютера, как сказали бы сегодня, — смеется г–н Каже. — Это свидетельствует о сметливости. Торгуя за чертой города, не нужно было платить налоги. Так посоветовал ему знакомый торговец, который сам и продавал бальзам.
Когда Кунце изобрел бальзам, он находился уже "в солидном возрасте, работал помощником фармацевта". До этого был и кузнецом, и торговцем…
А первые упоминания о бальзаме относятся к 1752 году. Газета Rigishe Anzeigen сообщала:
"Ко всем, и в первую очередь проживающим в сельской местности и еще не знающим о лечебном бальзаме Кунце, который с честью выдержал сотни проверок… Им можно лечить желудочные заболевания, стреляные и колотые раны, снимать головные и зубные боли… Самые опасные раны он заживляет за пять дней, в худшем случае — за шесть… Этот бальзам можно купить у лаборанта Абрахама Кунце, который живет в Риге у Карловых ворот…"
Вместе с напитком покупатели получали и инструкцию: как принимать бальзам, от каких он хворей.
После смерти Кунце право на изготовление и продажу перешло к его вдове Эве Софии. А в 1789–м монополию перекупил купец Семен ЛЕЛЮХИН. Уроженец Вязьмы, он подошел к делу с поистине русским размахом. На острове Кливерсала поднялись фабрика и склады. Рядом — жилой дом. При Лелюхине началось промышленное производство бальзама Кунце, как его тогда называли, появился он в Москве и Петербурге. После смерти Лелюхина дело перешло к его сыну Егору. Производство стало расширяться. Коммивояжеры появились в Пскове, Ярославле, Нижнем Новгороде…
19 ноября 2015. "Латвийские вести" №46