«Плохие новости еще впереди. Все будет зависеть от того, какие меры поддержки примет правительство», — считает специалист.
По его словам, до этого времени правительство придерживалось позиции, что помогать будут малоимущим, однако из-за стремительного подорожания электричества и газа этого может оказаться недостаточно.
«Политики уже приняли некоторые решения, будут дополнительные расходы на 350 млн евро, но, мне кажется, это еще не все. 350 миллионов — кажется, что много, но это менее 1% ВВП Латвии», — отметил Петерис Страутиньш.
По его убеждению, подсчитать, сколько финансирования потребуется на поддержку населения — невозможно. Здесь необходимо чисто политическое решение, что поддержка будет оказана:
«Интуиция политиков, чувство справедливости, скольким нужно помогать — это политика, а не формулы. Ясно то, что правительство в состоянии помочь», — уверен экономист.
Одна из причин замедления экономического роста в этом году — очень консервативная фискальная политика,
считает Страутиньш.
«Налоговые поступления в госбюджет росли очень быстро, возможно, речь о 16%. Издержки же правительства выросли только на 0,7%. Они сократились более чем на десятую часть в реальном исчислении, если учесть инфляцию. Учитывая, что ситуация ухудшается и на экспортных рынках, думаю, что правительство должно быть более активным», — подчеркнул специалист.
Несмотря на то, что правительству удалось быстро сократить бюджетный дефицит в первой половине года, в сложившейся ситуации это — не главный приоритет, допускает Петерис Страутиньш.
Он отметил, что цены могут со временем стабилизироваться, как это произошло с металлом и древесиной. После подорожания в первом полугодии сейчас эти группы товаров дешевеют.
Кроме того, может замедлиться рост цен на недвижимость, а вот падение — маловероятно.
«В Латвии цены [на недвижимость] довольно низкие. Если говорить об Эстонии и Литве — там, кажется, рынок недвижимости сошел с ума. (…) Рост цен в годовом отчете на вторичном рынке достиг примерно 30%. Там риски коррекции цен намного выше, чем в Латвии», — заметил экономист.