Павел Пестель оказался в Митаве в 1814 году — здесь был расквартирован штаб 1–го армейского корпуса генерала Петра Христиановича Витгенштейна, куда он был назначен адъютантом. 21–летний Пестель уже был героем войны с Наполеоном, за мужество при Бородино получил золотую шпагу из рук Михаила Илларионовича Кутузова — "За храбрость". Во время боя был тяжело ранен. После выздоровления его назначили на штабную должность. Появилось больше возможности засесть за изучение философских и экономических трудов.
Павел Пестель
Пестель был одаренным человеком. Первым по списку закончил Пажеский корпус, его имя было занесено на мраморную доску. Александр Сергеевич Пушкин называл его "одним из самых оригинальных умов" России. Не случайно Пестелем был разработан конституционный проект нового государственного устройства страны — "Русская правда". Республиканец и сторонник государственной централизации, он считал необходимым уничтожение самодержавия и крепостного права, ликвидацию сословных привилегий. Путь к достижению цели видел в военном перевороте.
Среди декабристов Пестель выделялся не только своим умом, оригинальностью мыслей и суждений, но и той ролью, какую он играл в тайном обществе. Неудивительно, что в списках казненных его имя стоит первым.
В записках протоиерея Казанского собора Петра Николаевича Мысловского, духовного наставника декабристов, не питавшего тем не менее добрых чувств к "государственным преступникам", мы находим прямо–таки восторженный отзыв о Пестеле:
"Сей преступник есть отличнейший в сонме заговорщиков — как по данному ему воспитанию, так и по твердости духа… Быстр, решителен, красноречив в высшей степени; математик глубокий, тактик военный превосходный… Никто из подсудимых не был спрашиван в комиссии более его, никто не выдержал столько очных ставок, как опять он же; везде и всегда был равен себе самому. Ничто не колебало твердости его…"
В своих письмах и воспоминаниях декабристы так же согласованно говорили о непревзойденной мыслительной логике политического вождя декабризма, об обширности знаний, красноречии и особой силе его характера.
Из Митавы Пестель нередко совершает поездки в Санкт–Петербург, где жили его родители. А когда в 1816 году в столице возникает первая тайная политическая дворянская организация "Союз спасения", по уставу названная "Общество истинных и верных сынов Отечества", он становится одним из активнейших ее членов. Говоря современным языком, именно ему принадлежит заслуга создания "филиала" этого общества в Митаве.
Уже после подавления восстания на Сенатской площади следователи напишут:
"В Митаве Пестель лично вовлек в члены тайного общества четырех человек: полковников Петрулина и Свободского, подполковника Ткаченко и майора Авенариуса…"
В бывшей столице Курляндского герцогства он напишет устав первого в России революционно–демократического союза, целью которого станет ликвидация крепостничества, установление унитарной республики.
Во время пребывания в Митаве у Пестеля произошло знакомство с графом Петром Алексеевичом Паленом. Тем самым Паленом, который стоял во главе дворцового переворота по свержению Павла I и которого отлично сыграл Олег Иванович Янковский в фильме "Бедный, бедный Павел".
После переворота Пален был отправлен Александром I в отставку и поселился в своем имении в Иецаве. Декабрист Николай Иванович Лорер поместил в свои воспоминания следующий эпизод:
"Раз Пестель мне рассказал, что, бывши адъютантом у графа Витгенштейна, стояли они с корпусом в Митаве, где Пестель познакомился с 80–летним Паленом, участвовавшим, как известно, в убийстве Павла I.
Петр Алексеевич Пален
Полюбив Пестеля, старик бывал с ним откровенен и, заметя у него еще тогда зародыш революционных идей, однажды ему сказал: "Слушайте, молодой человек! Если вы хотите что–нибудь сделать путем тайного общества, то это глупость. Потому что, если вас двенадцать, то двенадцатый неизменно будет предателем! У меня есть опыт, и я знаю свет и людей…"
С Митавой, по словам исследователей, связана еще одна не совсем обычная страница в биографии Пестеля. В те годы у него была здесь пылкая любовь. Будто бы остался внебрачный сын, для которого он добился дарования прав наследования имени и дворянства.
Часть писем из архива Пестеля (около 300), касающихся разных моментов его жизни, уцелела и дошла до наших дней. Их он, как многие свои бумаги, не уничтожил — не поднялась рука. Это письма его родителей.
Историк Лидия Алексеевна Медведская, занимавшаяся "расшифровкой" писем Павла Пестеля, пишет:
"Нам почти не известна личная жизнь Павла Пестеля. Но из одного письма Ивана Борисовича (отца декабриста) от 22 октября 1815 года мы узнаем, что до него дошли слухи о намерении Павла жениться. К сожалению, мы не знаем имени той женщины, которая пленила молодого Пестеля в Митаве. Отец был напуган. Он не допускал мысли, что его сын предпримет столь важный шаг без родительского согласия…"
Бывший московский и петербургский почтовый директор при Павле I, а затем долгое время занимавший пост сибирского генерал–губернатора при Александре I, Иван Борисович Пестель считал такой брак недостойным для своего горячо любимого первенца.
Арестованный по доносу далеко от Петербурга холодным январским днем 1826 года Пестель был доставлен в сырой и мрачный каземат Петропавловской крепости. Рассчитывать на царскую милость не приходилось, однако была надежда одним махом избавиться от предстоящих пыток — принять яд. Но комендант крепости при осмотре успел предотвратить преждевременную смерть декабриста. Николай I сам пожелал допросить особо важного государственного преступника.
В ночь на 13 июля 1826 года Пестель с товарищами был казнен на кронверке Петропавловской крепости. Тела декабристов, уложенные в два больших ящика, наполненных негашеной известью, по приказу императора тайком, ночью, были преданы земле на острове, где в то время находилась городская свалка.
Илья ДИМЕНШТЕЙН.