Вспомним конец 2019 года, незадолго до появления ковида. Принимая госбюджет на 2020 год, коалиция отказывается повышать зарплаты медперсоналу, хотя сами голосовали за это год назад. Тем временем финансирование партий из госбюджета увеличено в семь раз уже с 1 января. То есть на себя деньги есть, а на врачей - не хватает.
На врачей не хватало тогда 60 миллионов евро. Жалкие 60 миллионов на фоне миллиардов, растраченных сегодня впустую. И вот из-за 60 миллионов правительство уперлось, отворачиваясь от демонстраций медиков у Сейма, отмахиваясь от начатой кампании по сбору подписей за отставку Сейма.
Но наступил 2020 год, разразилась пандемия ковида, и все перевернулось с ног на голову. Денег вдруг стало так много, что Кариньша от них аж распирало: и врачам можно было дать столько, сколько нужно; и о сборе подписей за отставку Сейма забыли, а лозунгом момента стал - коней на переправе не меняют.
Выборы в Сейм осенью следующего года планируются коалицией как акт продления полномочий правительства Кариньша. Для этого уже многое сделано. Щедро накормлены социальные сети, повсюду расставлены свои люди. Перепало денег и самым влиятельным пиар-компаниям страны. В оппозиции Гобземc и Шлесерс - ничего лучше для Кариьша и ен придумаешь. Лембергса, наконец, убрали с глаз долой - в тюрьму. Осталось одно небольшое препятствие - народ, который все таки может проголосовать не так, как надо.
Политики обычно стараются преодолеть это препятствие самым обычным способом - раздачей "бананов". Ну а что, у нас же «денег больше, чем когда-либо». Но сохранится ли щедрость ЕС после окончания пандемии? Вопрос открытый. Скорее всего, нет. Даже почти наверняка нет. Что же делать? Верно. «Состояние войны» в борьбе с ковидом должно поддерживаться как можно дольше.
Если мы продолжим жить в условиях чрезвычайной ситуации, то деньги из неисчерпаемых (буквально) источников ЕС и ЕЦБ будут продолжать поступать, и правительства (не только в Латвии) смогут не волноваться об их поиске.
И вот людей постоянно пугают новыми мутациями вируса и новым ограничениями - уже осенью. Основная задача: сохранить тему ковида в повестке дня, а еще лучше - сделать его единственной темой.
Европейская комиссия только что утвердила выделение 209 миллионов евро на смягчение последствий ковид-кризиса в Латвии. Главный редактор Diena Гатис Маджиньш крайне удачно прокомментировал новость: «Срочно надо планировать новые «исследований», PR-кампании и беспрецедентные ИТ-решения ...» Между тем в Техасе все ограничения отменены уже с 8 июня, и жизнь возобновлена в режиме как до начала пандемии. Почему так? Почему в Техасе и Европе столь разные подходы к этим вопросам?
Ответ довольно прост! Разница в экономических системах. У Советского Союза была плановая экономика, у Техаса - реальная экономика, а в ЕС свое победное шествие продолжает проектная экономика. У всех еще свежи в памяти 10 «исследовательских» проектов по преодолению последствий пандемии стоимостью полмиллиона евро каждый. Да те самые, в которых «изучались» рецепты овощных салатов. Может быть, кто-то думает, что эти «исследователи» вернулись в реальную экономику и делают что-то такое, за что был бы готов заплатить и частный инвестор? Конечно, нет.
Проектная экономика - самый быстрорастущий сектор экономики, и нет никаких сомнений в том, что большая часть денег ЕС пойдет в эту дырявую бочку.
Основная цель этих проектов - создать как можно более широкую лояльную базу для политического руководства европейской проектной экономикой, одним из кирпичиков которой является Кариньш и его правительство. Таким образом, Кариньш действует как надежный солдат, который хорошо понимает свою задачу и готов ее выполнить. То есть поддерживать состояние истерического напряжения в обществе как можно дольше, ведь именно это состояние позволяет правительствам купаться в деньгах и покупать «бананы» к выборам."