Мы уже не раз рассказывали в "ВЕСТЯХ" о смелом елгавском путешественнике Иварсе ЯКОВЕЛСЕ, который побывал в таких регионах, куда ни один нормальный турист даже не сунется: в Афганистане, в Таджикистане, в Киргызстане, в Иране… И вот недавно он вернулся из большого путешествия по Пакистану, который входит в список стран, где настоятельно не рекомендуют бывать иностранцам.
Уровень опасности… близок к нулю
— После того как побывал в том же Афганистане, знакомые, узнав, что я теперь отправляюсь в Пакистан, особенно и не удивились. Тут, как говорится, уже все ясно со мной! — смеется Иварс. — Перелет Рига — Стамбул — Карачи. И мы на месте!
Карачи — портовый и самый большой пакистанский город, оттуда мы ехали в Лахор, что на границе с Индией (там ежедневно проходит очень торжественная церемония закрытия и открытия границы), а потом в Исламабад.
И если кто–то считает, что Пакистан далеко не самое спокойное место на Земле, отвечу так: не все места, которые мы считаем спокойными и привлекательными для туристов, в действительности являются таковыми: например, Испания или Турция. И наоборот: это вовсе не означает, что в Афганистане или Пакистане вас застрелят, как только пересечете границу.
В Пакистане, как и в Афганистане, есть районы, где разный уровень опасности: в каких–то местах вам ничто не будет угрожать в любое время суток, а в другие лучше не ездить, поскольку там все дышит войной. Словом, главное — правильно разработать маршрут, и тогда все пройдет гладко, тем более если ранее вы уже бывали в мусульманских странах и знаете, как себя надо вести.
Думаю, что из–за сомнительного риска глупо не ехать в Пакистан — одну из самых красивых стран с ее богатой историей, удивительной природой и людьми, настолько открытыми и душевными, что типичным европейцам и не снилось.
Пакистан славится своими тканями исключительно высокого качества, сотканными вручную. И сельским хозяйством регион гордится, где, конечно, приоритет — выращивание риса и сбор фисташек, экспортирующихся по всему миру. Впрочем, что там фисташки, какие в Пакистане сказочные памятники старины — целые города, построенные за несколько тысячелетий до нашей эры! В общем, меня давно манит восточный регион, несмотря на непростую геополитическую ситуацию…
Граница — понятие условное
— Внутри по стране мы перемещались на поездах, автобусах, где–то договаривались с такси, — продолжает собеседник. — Была мысль арендовать машину, но от этого отказались, поскольку ее надо сразу брать с водителем. Почему? Да потому, что европеец со своими навыками вождения в Пакистане в первую же минуту точно попадет в аварию, ведь там движение, мягко говоря, отличается от нашего: оно одновременно во все стороны… и вообще как угодно.
В то же время Пакистан настолько разный, что диву даешься. К примеру, во всех городах люди ездят не только в салонах автобусов, но и на крышах, и просто на подножках, держась за поручни. А в Исламабаде, в столице, это запрещено, равно как нет там и тук–туков — экзотичного общественного транспорта: мотороллер, соединенный с кабиной–салоном, где помещаются шесть и более человек.
Исламабад изначально строился как столица и самый передовой город страны, что очень чувствуется. Хотя он по пакистанским меркам и небольшой: там живет всего–то 3,5 миллиона человек. А вот в Карачи — 20 миллионов, в Лахоре — 15…
И контрасты — во всем! К примеру, что касается природы, на севере все напоминает Афганистан, где также живут пуштуны (в Пакистане их называют пахтаны). В английском есть два слова: одно — border — это хорошо охраняемая граница, второе — frontiere — это граница, которая как бы и отмечена, но почти не контролируется. Если говорить о последней, как раз она — в горных районах между Пакистаном и Афганистаном, где племена пуштунов совершенно открыто перемещаются из одной страны в другую.
Но Пакистан — это уже не Средняя Азия, как Афганистан, а Азия Южная. И это чувствуется во всем. На юге страны, ближе к Индии, а точнее, к спорной территории Джамму и Кашмир (о которой недавно писали "ВЕСТИ". — Авт.), уже совершенно другие пейзажи по сравнению с горными афганскими. Там сказочной красоты равнины, горные долины, которые утопают в цветах и самых экзотических растениях, а над ними — скалы с пиками, на которых даже жарким летом — огромные шапки снега и ледопады…
Это сейчас Пакистан, Индия, Бангладеш — независимые страны, но когда–то они все были одной Британской Индией, пока империя не раскололась. И многое в культуре, традициях сохранилось со времен Британской империи. Так, в Пакистане национальный напиток — черный чай с молоком, иерархия власти и силовые структуры построены по "британском образцу", а вид спорта № 1 — крикет. Хотя все это, разумеется, на фоне "типичного Пакистана".
Большинство людей покупают продукты на шумных и ярких базарах, где цены очень низкие (можно даже не сравнивать с латвийскими!). В обычной кафешке можно поесть и за 2 евро, в крутом ресторане, конечно, подороже. Но большинство обычных жителей не питается ни там, ни там, а предпочитает лавки на улицах, где все крайне дешево и, кстати, очень вкусно — даже в забегаловках с фастфудом.
Но при всем при этом страна мусульманская, со своими нравами и понятиями. Разумеется, чтобы не спровоцировать конфликт, важно вести себя правильно. Вдали от крупных городов, где многое пропитано духом Европы и США, надо быть предельно внимательным. Так, мужчине не стоит разгуливать в шортах, что приравнивается к прогулке в трусах, а женщине очень не рекомендуется надевать мини–юбку. Что же касается платков на женских головах, то даже не все местные в городах так ходят, а приезжие — тем более.
Золотая армия
"ВЕСТИ" пытаются выяснить у путешественника: а как же террористы?! Ведь они, если верить нашим коллегам из западных СМИ, в Пакистане буквально везде — и взрывают все, на что взгляд упадет. И в армии якобы там служат две трети мужского населения…
— Да, на улицах вооруженных людей я видел даже больше, чем на севере Афганистана, — отвечает наш герой. — В Пакистане даже какой–нибудь книжный магазин могут охранять два–три автоматчика, не говоря уже о крутых бизнесменах, перед автомобилями которых обязательно едет броневик с крупнокалиберным пулеметом на крыше. Пулеметы, установленные на крышах тех же джипов, в Пакистане — обычное явление.
Это я все видел в обычных городах, в мирных регионах. Все намного серьезней в юго–западном районе Белуджистан, где бывать действительно опасно: там граница с Ираном, потом — Афганистаном.
Пакистан — вторая в мире страна по численности мусульман (после Индонезии). Но движение "Талибан" там далеко не везде! Талибы находятся преимущественно в горной местности — уже ближе к Афганистану и Ирану. Но при этом их многие местные вполне мирные жители поддерживают: ради большего порядка в стране, чтобы не было коррупции (в Пакистане платится государству только 3% от всех налогов, которые, по идее, должны были бы поступать в казну) и преступности, повысились зарплаты (средняя там в лучшем случае 150–200 долларов). Обычные люди не верят государству. А талибам многие верят.
Проблема в том, что читать умеет меньше половины жителей, бОльшая часть совершенно безграмотна. И логично, что при таком раскладе многие даже не читали Коран, а верят людям, которые его трактуют. БОльшая часть законов и понятий, которые насаждают и пропагандируют талибы, вообще не прописана в Коране и других священных текстах. А талибы пользуются тем, что люди безграмотны, не читают священные тексты и верят на слово своим авторитетам, которые вооружены до зубов.
Стоит ли удивляться тому, что министерство обороны в Пакистане получает 55% от всего госбюджета! Но помимо "государственных военных" на улицах пакистанских городов полно и "частных военных" — представителей массы охранных фирм, которые чисто визуально (на взгляд приезжего) мало чем отличаются от солдат. В крупном городе, если ты хочешь заехать на автостоянку супермаркета, а потом пройти внутрь (ну, как у нас), вначале машину осмотрят военные при помощи спецприборов с зеркалами и датчиками — нет ли взрывчатки под кузовом? Потом, уже у входа в здание, тебя ждут несколько "рамок" с металлодетекторами плюс обязательный личный досмотр — как в аэропорту.
Но при мне выстрелы не звучали, ничего не взрывалось. Да, военных полно, но обычные местные жители их даже не замечают, а занимаются каждодневными делами. И вот эти обычные люди очень душевны, открыты, общительны, всегда готовы помочь, подсказать. Замечательные в Пакистане люди! И в Пакистан, конечно, мне очень хочется вернуться…