"Один из долго культивируемых в Латвии мифов – презрение к местным возможностям и превознесение всего западного. У нас все плохо, эксперты – полные идиоты, ученые – невежды, а каждый, кто работает в госсекторе – потенциальный вор, - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
Зато за рубежом все чисто и прекрасно. Там все ученые объективны и гениальны. Эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда изрекают только божественные откровения, а написанные ими отчеты надо воспринимать как Новый завет 21-го века. Со стороны МВФ и Всемирного банка (ответвления МВФ) могут идти только гениальные рекомендации, которые надо исполнять немедленно.
Их выводы неоспоримы. Местные ученые, экономисты и исследователи в лучшем случае могут чистить туфли импортированным иностранным экспертам.
Поэтому латвийскую науку надо держать на хлебе и воде, чтобы можно было щедро оплачивать услуги экспертов Всемирного банка.
Похоже, что власть в Латвии захватила секта ксенофилов (тех, кто обожествляет все иностранное). Одним из ярчайших ксенофилов был Роберт Килис, а сейчас эпидемия ксенофилии распространилась на лидеров «Единства». Именно они энергичнее всего борются, чтобы исследовательские заказы правительства получали не местные специалисты, а только иностранцы.
Предложение без конкурса доверить налоговый аудит ценой в 300 000 евро именно экспертам Всемирного банка страстно защищал один из самых заметных лидеров партии, на тот момент председатель бюджетной комиссии Сейма Карлис Шадурскис: «Эти оценки очень информативны, это наша фотография. Но в данном случае нам нужна не столько фотография, а ответы на правильно заданные вопросы. По исследованиям Всемирного банка, насколько я знаю, у Минблага очень хороший опыт. В свою очередь, говоря про исследователей, тут очень важна уверенность в квалификации и, так сказать, рекомендации».
Таким образом, у латвийских экономистов слишком низкая квалификация и латвийским исследователям никто никаких рекомендаций не даст. Ксенофилов от «Единства» коалиция Сейма поддержала почти единодушно.
До этого в латвийской политической элите никого не волновало, что известнейшие экономисты мира, лауреаты Нобелевской премии по экономике призывают критически относиться к советам МВФ и Всемирного банка.
Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация и недовольство ею» подчеркнул, что страны, принимающие советы МВФ, попадают в бОльшие неприятности, чем те, кто их игнорируют. Пол Кругман в книге «Возвращение депрессивной экономики и кризис 2008 года» сделал вывод, что кризис был вызван чрезмерно усердным следованием советам МВФ.
В этом году местные специалисты уже не боятся говорить, что «исследования» МВФ полны ошибок и бессмыслицы. Например, глава Латвийского общества врачей Петерис Апинис назвал «анализ» нашей системы здравоохранения от МВФ работой «на уровне удовлетворительной бакалаврской».
Подумаем логически. В Латвию приезжает бывший министр здравоохранения Хорватии, ни слова не знает по-латышски, и все, что он напишет про наши больницы, мы должны принять как заповедь.
9 декабря беспокойство тем, что запланировано выделить 300 000 евро на привлечение иностранных экспертов (сотрудники Банка Латвии в исследовании МВФ не нашли ни одного свежего аспекта), выразил президент Банка Латвии Илмар Римшевич. «Мы также хотим сказать, что, на наш взгляд, пора заканчивать некритически прислушиваться к советам иностранных экспертов, более того – покупать некачественные советы этих экспертов за большие деньги. У нас самих хватает финансистов, экономистов, которые могут разработать необходимые решения, и нерационально платить огромные суммы за советы экспертов, которые по сути – старый, заново разогретый суп.
Мы постепенно приближаемся к критической точке полного поражения в конкуренции с соседними странами, а латвийское народное хозяйство может вернуться в период очень низкого роста, попасть в так называемую «ловушку среднего дохода», без шанса в будущем значительно улучшить госдоходы и дальнейшее развитие».
Можно полностью согласиться с президентом Банка Латвии, что в Латвии очень много финансистов и экономистов, которые могут подготовить такой налоговый аудит и отчет за значительно меньшие суммы, чем привлеченные издалека эксперты.
В конце концов, Латвия – наша страна, а не экспертов Всемирного банка, и мы хотим жить в ней, чтобы передать ее в наследство будущим поколениям. Тогда надо учиться самим отвечать за то, что мы делаем с этой страной, а не перекладывать ответственность за решения, похожие на экономические диверсии, на жадных политиканов с Балкан".