"В уже далеком 1996 году редакция одной латвийской газеты получила компрометирующие материалы об одном латвийском коммерческом банке, - издалека начинает свою колонку в "Неаткариге" Юрис Пайдерс.
Журналист обратился к руководству банка за пояснениями. Руководство банка попросило несколько дней на ознакомление с документами, и незадолго до выхода публикации президент банка пригласил главного редактора на встречу. Во время встречи президент скомпрометированного банка выдал главному редактору копии документов, свидетельствовавших, что три крупнейших банка Латвии, в первом из которых у газеты был счет, второй кредитовал одного из владельцев газеты, а про третий сплетничали, что они нанимают бандитов для разборок с должниками, мошенничают точно по таким же схемам. Документы подтвердили, что все банки действуют одинаково, что присланный газете компромат соответствует схеме, по которой тайно работают почти все банки Латвии.
Президент банка сказал редактору: «Выбор за тобой. Ты можешь опубликовать материал только про мой банк, и тебе ничего не грозит, потому что мы не нанимаем бандитов. Ты можешь опубликовать материалы про все банки, и тогда я не ручаюсь за твою безопасность. Если ты напишешь только про мой банк, это будет нечестно, ты станешь просто оружием в тех руках, которые хотят с твоей помощью забрать мою долю рынка».
После этого разговора руководство редакции сформулировало этические принципы работы с компроматом. Если проблемы была общей и нарушения позволяли себе практически все, тогда назвать только одного виновника будет сведением счетов с конкретным предприятием. В данном случае вышла статья о проблеме, не называющая ни одного банка, но упоминающая точные детали компрометирующих моментов. После этого примерно за год был принят нормативный акт, полностью запретивший такие схемы.
Схожие сомнения были у многих журналистов, анализирующих сброшенные Эдуардом Сноуденом материалы про шпионскую систему США. Из этих материалов можно было понять, как шпионят американские службы, но зная только информацию о действиях США, неправильно было сделать выводы, что только США – империя зла, которая следит за своими друзьями и партнерами.
Не зная уровня шпионажа в России, Китае, Франции, Великобритании и т.д, некоректно утверждать, что только Штаты без тени смущения шпионят за теми, кого называют друзьями. Хотя европейская публика и возмутилась, правительства крупнейших стран Европы протесты в США не слали. Почему?
Потому что разведки крупнейших стран Европы сами следили за американскими лидерами. Как сообщил 22 июня этого года немецкий журнал Spiegel, в то время, когда Агентство национальной безопасности США шпионило за немецкими лидерами, немецкие спецслужбы выполняли оперативные задания, прослушивая Белый дом.
Поэтому, если была раскрыта оперативная информация о тайно записанных переговорах какой-то политической группы, это не доказывает, что неэтично и грязно действуют только те политики (бизнесмены), о которых информация раскрыта. Сейчас снова вытащены на свет Божий так называемые переговоры олигархов, которые якобы были оперативно записаны в 2010 и 2011 году.
Для начала стоит напомнить, что сейчас 2017 год, и уже совсем другие олигархи крышуют бизнес и министров правительства.
Привлечение внимания публики к политическим лидерам замшелого 2010 года отвлекает ее от настоящих нынешних олигархов, которые ради прибыли могут безнаказанно организовать крупнейшую экологическую катастрофу этого века в Латвии, сжигая тысячи тонн токсичных отходов, потому что знают, что службы их прикроют.
И главное. Чтобы сделать выводы, что именно те лица, чьи переговоры якобы записаны в гостинице «Rīdzene» (пока не было громких сомнений в аутентичности записи), это худшее из зол в Латвии, нужно знать содержание переговоров неоолигархов. Какие беседы вели в то время и позже Дзинтарс Закис, Атис Кампарс, Валдис Домбровскис, Солвита Аболтиня, Имант Парадниекс и многие другие так называемые неоолигархи. Возможно, что переговоры в «Rīdzene» на фоне неоолигархов покажутся образцом интеллигентности и этики.
О нравственности и лексике неоолигархов очень много рассказывают те, кому довелось общаться с Дзинтарсом Закисом (депутат Сейма, герой скандала с покупкой голосов на выборах в Сейм – freecity.lv).
Очень колоритно 16 октября 2012 года на сайте puaro.lv рассказал о нравах этой среды Юргис Лиепниекс: «Я, на тот момент пресс-секретарь премьер-министра Андриса Шкеле, мог прийти в редакцию Diena, когда хотел, и сидеть там, сколько хотел…
Когда мои почти ежедневные визиты в кабинет госпожи Элерте примелькались, комментарий господина Озолиньша на следующий день без всякого смущения правился и одобрялся в моем присутствии.
И это все было на глазах всей редакции – кабинет Элерте от внешнего мира отгораживали только стеклянные стены. Это было нормально, потому что всем надо было знать симпатии и политический курс редакции. И все его знали».