Далее конспективно мнение А.Амелина:
1. В мае этого года в Китае рухнул банк с активами более $80 млрд. Это произошло впервые за 20 лет. Одна из причин краха - рост проблем с обслуживанием выданных кредитов, часть которых были выданы как инвестиционные операции.
2. Денежная эмиссия и кредитные вливания Народного банка КНР привели к тому, что активы банковской системы Китая утроились за последние 8 лет, а их общий размер составил $36 триллионов - более чем вдвое превышает показатель банков США. Это, к слову, было одним из ключевых инструментов стимулирования роста китайской экономики, темпы роста которой последние годы упорно замедляются.
3. Темпы роста ВВП Китая достигли минимума за последние 28 лет.
4. Экспорт Китая показал самое большое падение за три года.
5. В свою очередь у Штатов, одного из важнейших рынков Китая, все тоже не очень хорошо.
6. За 10 лет валовый долг Китая вырос со 150% ВВП до более чем 250%, несмотря на замедление экономического роста, что подрывает способность заемщиков обслуживать свои долги.
7. Покупки автомобилей упали в прошлом году впервые за более чем два десятилетия.
Правительство Китая через госбанки держит на плаву частные корпорации банкроты для сохранения рабочих мест (конец цитаты).
Что будет значить опрокидывание "всемирной фабрики всего"? И когда это случится?
Сначала - о том, когда. Вероятно к 2023 году - поскольку по прогнозам экономика КНР уйдет в область отрицательного сальдо торгового баланса. Тут надо пояснить: для стран "золотого миллиарда" (мировых финансистов, или мировых рантье) Отрицательное сальдо торгового баланса - часть стратегии переноса трудоемких производств в развивающиеся страны (стратегия очень спорная, но долгоживущая). Напротив, для развивающихся стран (мировых фабрик, мировых доноров дешевого труда) отрицательное сальдо торгового баланса означает неконкурентоспособность экономики на глобальном рынке, проще говоря: коллапс.
В китае такая ситуация связана с ростом уровня жизни местных рабочих - очень высоком за последние 30 лет, т.е. после того, как Китай стал "главной мировой фабрикой". Поскольку структурная перестройка производств и технологий изрядно отстала от роста доходов рабочих и предпринимателей, конкурентоспособность утратилась. Ситуацию усугубило неуклонное (хотя медленное) обеднение стран Первого мира - совокупного импортера китайских товаров.
Власти Китая в этой ситуации пытаются действовать, как "мировые финансисты", что вовсе не соответствует роли Китая в международном разделении экономических ролей. И происходит следующее: "В банковском секторе Китая образовался настоящий замкнутый круг. Замедление китайской экономики оказывает все большее давление на кредитные портфели небольших банков, многие из клиентов которых являются небольшими предприятиями частного сектора, которые сильно пострадали от последствий торговой войны с Соединенными Штатами, пишет South China Morning Post.
Правительство продолжает пытаться нарастить объемы кредитования, чтобы помочь стабилизировать экономический рост, но кредитный кризис, которые переживают мелкие кредиторы, сдерживает прогресс. Между тем, после первого за 20 лет банкротства банка в КНР (в конце мая под госконтроль перешел банк "Баошан") крупные банки и инвесторы по-прежнему проявляют осторожность в отношении предоставления финансирования более мелким учреждениям, опасаясь, что на их балансах находится слишком много проблемных кредитов".
Прямо скажем: власти Китая надувают финансовый пузырь, который лопнет в ближайшее 4 года (примерно как американский ипотечный пузырь 2007-го лопнул в 2008-м). Это просто арифметика. Конкретная дата зависит от того, как глубоко ЦБ Китая сможет девальвировать юань, не вызвав этим бегство квалифицированной рабочей силы и инвестиций.
Что будет дальше? Точно не конец света и не тотальный дефицит товаров. Такая большая (точнее, гигантская) мировая фабрика упадет не мгновенно. Она будет рушиться медленно и печально. За это время мир плавно перестроится, поскольку концептуально уже готов к этому. В моей мартовской статье*** отмечено: приведенный час труда у робота стал дешевле, чем у китайского рабочего.
(Сравнение стоимости эксплуатации роботов и труда сотрудников-людей. По цветам: зеленый - эксплуатация крупных производственных роботов, синий - эксплуатация малых роботов. Пунктир: светло-зеленый - ставки оплаты труда людей в Китае, желтый - в США, синий - в Германии)
Вместо китайской фабрики (почти мирового монополиста товарного производства) появится рассредоточенная система фабрик - нео-китайских (т.е. основанных на дешевом труде местных рабочих Третьего мира - например, в странах Африки, ЮВА, и Южной Америки), и нео-НТР-овских (т.е. основанных на перезапуске НТР в некоторых странах Первого мира, слишком долго остававшихся в роли пассивных рантье).
Вероятно, это плюс.