Армия против пандемии
«Я не могу сказать, что армия находится в карантине, но мы стараемся ограничивать контакты людей. К сожалению, некоторые наши бойцы все-таки заболели, но пока это никак не влияет на нашу боеспособность. Мы по-прежнему готовы и выполнять свои ежедневные задачи, и помогать гражданским, если поступят такие запросы», — сообщил Пабрикс.
По его словам, число инфицированного коронавирусом персонала все время меняется, так как люди все-таки не только заболевают, но и выздоравливают. Однако в среднем это около 40 человек, включая штатских работников — и 90% переносят Covid-19 в очень легкой форме.
Однако жизнь в армии не замерла: продолжается развитие военной инфраструктуры — например, только что в Болдерае открыли вертолетную площадку, строят склады, гаражи. «Конечно, некоторые учения проходят в меньшем масштабе, что-то перенесли на будущее, но в целом наша армия более-менее в той же ситуации, что и перед вирусом», — сообщил политик.
Но, заметил министр, одними закупками пандемию не победить: важно, чтобы общество осознало, что сейчас важно дисциплинированно выполнять предписания эпидемиологов — сохранять дистанцию, мыть руки, использовать те же самые маски.
«Разница между апрелем и ноябрем в том, что сейчас многие люди потеряли бдительность, они не боятся этого вируса. И, думаю, это плохо. Это как на войне: если начинаешь не бояться пуль, вероятность того, что в тебя попадут, возрастает. Надо быть бдительными», — заметил политик.
В то же время, пандемия в определенном смысле сыграла на руку Национальным вооруженным силам Латвии: по сравнению с предыдущими годами выросло число граждан (в том числе вернувшихся из-за границы), готовых присоединиться к армии. В этом году до начала ноября такое желание изъявили 1 620 человек, из них пока приняли 706 человек.
Министр также заверил, что в армии есть большой спрос не только на физически развитых, но и на технически подкованных людей — особенно ИТ-специалистов и особенно в сфере кибербезопасности.
«Мы в армии очень ждем молодежь, которая интересуется кибербезопасностью, ИТ и так далее. Для них будет очень много возможностей работать вместе с нами», — заверил он.
На страже экономики
«Я доволен, что каждый год больше и больше закупок идет с участием латвийской индустрии. Наши предприятия начинают производить все больше и больше. Например, если мы говорим о рюкзаках и тому подобных вещах, то тут очень много именно местного производства. [...] Но надо понимать, что закупки происходят постоянно. Потому что эти вещи – транспорт, техника, амуниция — ломается, выходит из строя, так что мы почти каждый год закупаем что-то новое и пополняем наши склады», — сообщил Артис Пабрикс.
Он рассказал, что в следующем и 2022 году Латвия получит четыре вертолета Blackhawk, которые можно будет использовать и для военных нужд, и для помощи гражданским. Также сейчас с финскими поставщиками (с Patria — прим. ред) уточняют спецификацию новых бронетранспортеров.
«И тут я должен сказать, что у нас есть принцип: около 30% суммы закупки должно оставаться в Латвии, для местной индустрии, чтобы здесь могли что-то начать производить, ремонтировать и так далее. То есть в возможном проекте с Финляндией тоже около 30% останется Латвии», — заверил гость «Действующих лиц».
По его словам, армия может послужить подспорьем и для развития местной индустрии беспилотников (при том, что в стране уже работают компании, выпускающие дроны, в том числе для нужд НАТО). Министр пояснил, что недавний конфликт в Нагорном Карабахе показал, насколько важны могут быть беспилотники (их активно использовал Азербайджан), и потому он уже распорядился изучить возможности развития этого направления для оборонных нужд Латвии.
Наша Адажская военная база — первая в Европе, где работает система 5G (пятое поколение мобильной связи с повышенной пропускной способностью, — прим. ред). Там мы сделали такой тестовый полигон как раз для нашей индустрии. То есть компании смогут использовать возможности нашего полигона, это будет полезно и для нашей обороноспособности, и для самих предприятий, экспорта и создания рабочих мест», — объяснил министр.
Министр против банков
При этом политик подтвердил, что по-прежнему недоволен отношением латвийских банков к местным же предприятиям, в том числе сотрудничающим с Министерством обороны.
«Проблема в том, что иногда банки не понимают, как работают военная индустрия и предприятия, которые с нами связаны. Мы ведь их всех проверяем. Если банки хотят узнать, насколько надежна та или иная [связанная с Минобороны] компания, им достаточно поднять трубку, позвонить нам, и мы все расскажем.
Но проблема намного шире. [...] Мы должны говорить с Комиссией по рынку финансов и капитала (FKTK) и разъяснять — банки существуют для того, чтобы помогать развитию экономики, а не замораживать ее. Я знаю, насколько недовольны предприниматели, и потому стараюсь говорить с банками. Я, конечно, министр обороны, и это не совсем мой вопрос, но я больше не могу молчать и смотреть на такое отношение к нашим предпринимателям со стороны FKTK и банков», — поделился Пабрикс