«Если мы смотрим на то, как идет война в Украине, то мы понимаем: чтобы на нас никто не напал, чтобы на нас не напала Россия, она должна видеть, что мы готовы защищать свою землю с первого часа», — так министр объясняет, зачем его ведомство предлагает план ввести всеобщую военную обязанность. Тем самым в течение нескольких лет, по мнению Пабрикса, можно значительно увеличить число людей, имеющих за плечами соответствующую подготовку.
Учитывая ресурсы РФ, сосредоточенные в этом регионе, латвийские армейские специалисты в первую очередь ориентируются на ситуацию, когда агрессор проводит какую-то внезапную атаку, говорит министр. Исходя из этого, надо подготовить общество: чтобы не было паники, чтобы люди знали, что делать.
«И мы должны увеличить резерв людей, которые понимают военную ситуацию.
План этой реформы — за пять лет увеличить число таких подготовленных людей с 20 тысяч до 40-50 тысяч. Если у нас будет такая военная сила, то никакая внезапная атака Латвии не будет грозить, и мы можем жить спокойно», — убежден А. Пабрикс.
По его словам, согласно разработанному Минобороны плану, увеличивать этот резерв — в основном за счет привлечения молодежи в возрасте до 27 лет — будут постепенно: в следующем году хотят в индивидуальном порядке пригласить 1 000 молодых людей и потом постепенно увеличивать это число. Постепенно — потому что надо еще подготовить сержантов, инструкторов и других специалистов для обучения призывников.
«Мы также будем платить некоторую компенсацию — может, не очень большую, но она не намного меньше, чем в Финляндии (там человек, призванный в армию, получает от 5 до 12 евро в день). Мы предлагаем пока около 400 евро, проживание и все остальное, плюс суббота-воскресенье — дома. [...] Если человек потом выберет Земессардзе или профессиональную службу, тогда бонусы будут намного больше», — продолжает гость «Действующих лиц».
На вопрос, позовут ли в реформируемую армию подходящих по возрасту людей, которые не так давно ездили на машинах, украшенных георгиевскими ленточками, политик ответил, что в первый год переходного периода (если предложение Минобороны вообще одобрят) молодых людей будут приглашать путем индивидуальных переговоров, но и потом будут смотреть, что за человек конкретный кандидат.
«То есть мы не будем давать оружие человеку, который может негативно относиться к государству, в котором он живет. Я не хочу комментировать, кто на каких машинах ездил вокруг памятника [в Парке Победы], но если человек не будет лояльным, ему не будет места в армии»,
— заявил он.
Продолжая мысль о том, почему необходимо развивать нашу армию, министр пояснил: учитывая имперские амбиции политиков в РФ и войну в Украине, нет гарантий, что у нашего восточного соседа не имеется агрессивных намерений в отношении еще каких-то стран. Поэтому стоит готовиться к худшему сценарию — чтобы его не допустить.
«Я надеюсь, что мы сможем наладить отношения с Россией, но это не может происходить за счет интересов нашей страны», — считает Пабрикс.
Как сообщал Rus.LSM.lv, в этом году темпы набора кадров в Национальные вооруженные силы резко снизились, но Министерство обороны планирует постепенный переход к обязательной службе, который, однако, не заменит профессиональную службу.