В этом году Ирине Понаровской исполнится 65. В 80-90-е она была иконой стиля, одной из самых красивых и стильных женщин российской эстрады. Сегодня она ведет замкнутую жизнь, не дает интервью, живет вместе с семьей сына в эстонской деревне и, по словам репортеров, похожа на обычную бабушку.
Бабушка эстонка, дедушка итальянец
Ирина родилась в Ленинграде в музыкальной семье, так что не удивительно, что за рояль девочка впервые села уже в шесть лет. Затем она окончила музыкальную школу, а в 18 лет поступила в консерваторию.
- В моих жилах намешано много кровей: и польская, и итальянская, и немецкая, и эстонская, - вспоминала певица. - Моя бабушка Шарлотта родилась в Эстонии. Превратившись в очаровательную девушку, влюбилась в жгучего итальянца Николая Арнольди, который стал моим дедушкой. Он всегда ублажал любимую драгоценностями - в нашей семье это было традицией.
"Моя диета - одно яйцо и стакан сока"
В 1971-м Ирина Понаровская стала солисткой популярного в СССР вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары». Правда, в те годы молодая исполнительница выглядела явно не по артистическим стандартам. У нее обнаружили косоглазие, астигматизм, к тому же будущая звезда была очень полной!
- Еще в школе из-за моей «округлости» обычные чулки для девочек натягивались только до колен, и я выглядела как неваляшка: в круглых очках, каком-то рябом платьице, с косой и в чулках до колен, - вспоминала школьные годы Ирина. - Я поняла, что пора сесть на диету, когда меня не взяли в ансамбль "Калинка".
Комиссия долго созерцала мои "па-де-де" и в конце печально заметила: "С такими габаритами на сцене делать нечего!" Это звучало как приговор, а мне хотелось реализовать себя именно на этом поприще. И я стала голодать. Мой суточный рацион составляли одно яйцо и стакан сока; кроме того, я записалась в кружок художественной гимнастики. Первые дни моих голодовок были пыткой. Как балерины, я облизывалась возле кондитерских. Бывало, зайду в хлебный, чтобы подышать ароматом свежих булочек и пирожных...
Это было в девятом классе, и именно то время стало для меня переломным. Я закалила характер, стала решительной, стойкой. Этой позиции я придерживаюсь по сей день. Например, отказалась от курения. Долгое время я страдала от этой пагубной привычки - дымила вовсю. Но в один прекрасный день я сказала себе: "Ира! Сколько это будет продолжаться?!" В этот же день решительно бросила курить...
Клиническая смерть
Страдания оправдались с лихвой. В 1975-м Понаровской доверили роль Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Ее пригласили на фестиваль в Дрезден, где она получила первую премию. Триумфом стал и 1976 год. На Международном фестивале песни в Сопоте Понаровская выиграла Гран-при. За исполнение песни «Мольба» Ирину девять раз вызывали на заключительном концерте и заставили петь на бис в нарушение фестивальных традиций. Десятки модных журналов Польши, Германии разместили ее портреты на обложках, присвоив необычное для советских людей звание секс-символа.
Зарубежную публику восхитили и ее аристократические манеры, изысканные наряды. Ленинградская певица была удостоена специального приза «За красоту, обаяние и фотогеничность» - и это после "толстушки-неваляшки" в спущенных чулках... Ее успех заметили и на родине. Ирина стала солисткой знаменитого джаз-оркестра Олега Лундстрема, что тогда считалось вершиной шоу-карьеры. И вдруг все рухнуло: у нее обнаружили тяжелую болезнь почек.
- Это был очень сложный период в моей жизни, - признавалась певица. - Когда ты на пике популярности, казалось бы, идти и идти, ан нет... Я очень долго и тяжело болела пиелонефритом. Меня тянуло на сцену, и заболела-то я как раз после победы в Сопоте! Можете себе представить мое тогдашнее состояние? Около десяти лет я страдала от этого недуга...
Болезнь протекала тяжело. Ирина прошла через операцию, клиническую смерть. Спасла строгая диета, когда женщина практически ничего не ела. Кстати, предложил ей этот метод Вейланд Родд, с которым в жизни Понаровской связаны как большое счастье, так и личная трагедия.
Сначала темнокожий джазовый певец очаровал Ирину красивыми ухаживаниями. Она вышла за него замуж, мечтая о любви и счастье. Родился долгожданный сын Энтони. Но надеждам не суждено было сбыться. Начались скандалы, Вейланд стал изменять и даже поднимал руку на Ирину. Через семь лет совместной жизни они развелись. После болезненного расставания певица запретила бывшему мужу общаться с сыном. Окончательно не помирились они до сих пор.
"Мои мужья оказались не теми, за кого себя выдавали"
Неудачей закончились и два других брака певицы. Почему? Ирина говорила, что ей просто не повезло. Она могла все сделать для любимого человека, а вот мужчины, почувствовав бескорыстие и заботу, пользовались хорошим отношением и банально садились на голову.
- Порой даже мужчина интересный, солидный, самодостаточный боится ко мне подойти. Он считает, что просто не потянет меня. А сама я к мужчине не подойду, даже если он мне нравится. Потому что мужчина должен пойти навстречу женщине. Если он осмеливается подойти, начать ухаживать и при этом мне нравится, у нас завязываются отношения, тогда я могу позвонить сама, а не сидеть и ждать. А так я очень гордая и считаю, что есть определенные законы взаимоотношений. Я поняла, что мои мужья не те, за кого себя выдавали! Самым жестоким, пожалуй, был Вейланд. Наш брак длился семь лет. Он убил все чувства, которые во мне еще теплились.
Я умею жить для другого человека и могу оставить сцену, забыть о себе. К сожалению, никто пока этого не понял. Когда мужчина чувствует, что я начинаю жить им, его заботами, он садится на голову. Моя жизнь просто превращается в ничто. Я балую его своим вниманием, и он уже не считает нужным вникать в мои проблемы. Это все настолько несправедливо и неправильно. Постепенно понимаю, ЧТО происходит, и мне становится больно, обидно. Я начинаю возвращаться к себе, к своим делам. Для меня сложно недодавать любви, внимания. А играть всю жизнь, казаться стервозной я не умею, да и не хочу.
Сегодня Ирина Понаровская живет на две страны. У нее есть апартаменты и небольшой бизнес в Норвегии, однако больше всего она любит свой дом в эстонской Нарве. Правда, говорят, что икону стиля не узнать: роскошные наряды она сменила на удобную одежду, а все свободное время отдает маленькому внуку.
Алена ЛИСИЧКИНА.