Рассуждают депутаты последнего созыва Рижской думы Андрей Козлов, Михаил Каменецкий и бывший мэр Риги, ныне – депутат Европарламента Нил Ушаков.
- Тема нового концертного зала продолжает оставаться популярной в медийном пространстве?
Андрей КОЗЛОВ: На днях я посмотрел интересную передачу, где эксперты (в хорошем смысле слова), один из них – г-н Апинис, рассуждали по поводу итогов коронавируса. Один из выводов – к сожалению, дистанцию между людьми нам придется соблюдать и впредь, к сожалению, придется отказаться от проведения крупных общественных мероприятий, может быть, у нас больше никогда не будет столь массового Праздника песни, как были раньше, когда вместе собирались тысячи людей. Жизнь меняется и вносит свои коррективы.
И мне в голову пришел такой вопрос: зачем тогда надо строить новый концертный зал в Риге?! В парке, где уже есть один концертный зал? Мало того, правительство еще собирается снести здание в парке, причем, не совсем старое – 1976 года рождения. Конечно, идеалогически оно «подкачало» - оно было построено в 70-е года, так еще и для ЦК Компартии Латвии… Из заявления г-на Апиниса следует вывод: концертная деятельность в эпоху соблюдения ограничений на массовые мероприятия – совсем не та отрасль, в которую надо вкладывать деньги.
Со стороны правительства прозвучала мысль о том, что строительство концертного зала создаст много рабочих мест и будет способствовать развитию экономики. Я так понимаю, это заявка на серьезное финансирование, сравнимое со строительством нашей библиотеки. Но почему бы эти деньги не направить, например, на строительство дорог? Или, если уж строить еще один концертный зал в эпоху коронавируса так хочется, то почему хотя бы не поискать место получше?
Тем более, что и руководители Рижской думы, и специалисты по недвижимости говорят, что в Риге немало свободных подходящих мест для концертного зала. Возможно, у нас «табу» на участки земли, принадлежащие бывшим премьер-министрам, но и кроме них в Риге есть много участков. В очень красивых местах, в том числе, на берегу Даугавы. Там легко решается проблема с парковкой, с подъездами большого количества людей и машины – все это просто невозможно организовать в парке рядом с «тихим центром».
Логика выбора мест для строительства крупных объектов у нашего правительства, вообще, вызывает массу вопросов. Ну, например, г-н Борданс, министр, сам родился в Латгалии, в Балви, а тюрьму решил построить в Лиепае. А почему не в Латгалии? Там и самый низкий уровень жизни, и люди достаточно бедные – строительство объекта помогло бы и с рабочими местами, и поддержало бы инфраструктуру.
Или вот, здание для Службы госбезопасности Латвии. Вокруг выбранного участка на Бривибас кипят страсти – и протесты были, и люди недовольны. Неужели нельзя построить в другом месте? Например, на берегу Даугавы, на Закюсала или Луцавсала? Там и вид из окна хороший – работать приятно, и водный транспорт сотрудники СГБ могут использовать в оперативных целях.
У меня возникает ощущение, что люди, которые выбирают места для строек, или плохо знают Ригу, или вовсе ее не знают. Подозреваю, что все это потому, что большинство депутатов – не из Риги. Никуда за пределы Старой Риги или исторического центра они не выходят, потому и считают, что все, что расположено дальше, чем в 5 минутах ходьбы от здания Сейма – уже не Рига.
- Как можно охарактеризовать действия нынешней временной администрации?
Андрей КОЗЛОВ: Последнее их выступление меня восхитило. По их словам, в том, что в городе провалился асфальт (там прорвало трубу) виновато, оказывается, предыдущее руководство города! Я из интереса посмотрел, когда были проложены трубы в этой части города. Оказывается, в 1964-м году!
Допускаю, что предприятие, которое прокладывало трубы, могло допустить какие-то нарушения. Но после 64-го года были еще 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е годы… А потом, в 2009 году, к власти пришел Нил Ушаков! Видимо, именно вследствие этого трубы начали портиться с устрашающей скоростью! И сейчас временная администрация вынуждена мириться с этими последствиями…
Мне это напоминает историю про Вантовый мост, когда обвалилась лестница не пешеходном спуске с моста на набережную, и оппозиция посвятила этому вопросу целое заседание Рижской думы. Тогда же родилась крылатая фраза г-на Кирсиса: «Нил у власти – и мосты рушатся». Все тогда забыли, что мост был построен почти 50 лет назад (другие мосты в Риге еще старше). А телевидение, радио, многие другие СМИ высказались в духе, что все это – вина лично мэра. А вот сейчас, в случае с трубами, оказывается, виновата предыдущая администрация.
Вообще, медийная работа и подача решений правительства меня восхищает! Нам красиво озвучена цифра о выделении нескольких миллиардов евро на борьбу с коронавирусом. Какие цифры! Потом, что называется, «мелким шрифтом в договоре», появились исключения – кто не может претендовать на поддержку государства. Но эти подробности уже никого не интересовали. В результате, на помощь было израсходовано только 30% от выделенной суммы.
А сейчас г-н Кариньш продолжает ту же тему. По его словам, необходимо менять налоги (понятно, что в сторону повышения). Речь идет о статусе микропредприятий и определенных льготных налоговых ставках. Нас уже готовят к тому, что скоро налоги будут подниматься. Потому что у государства (кроме как на новый концертный зал) денег нет.
- Здесь впору поднять вопрос о политической ответственности членов правительства…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Я обнаружил любопытный график - он достаточно длинный, приведу лишь верхнюю его часть. Это список политиков с указанием дней, сколько каждый из них находился у власти. Количество нелатышских фамилий в списке – красноречивое свидетельство тому, что происходит в стране. Сегодня самое популярное в мире слово это – «matter», «имеет значение». Так вот, то, что там отсутствуют нелатышские фамилии – это имеет значение! Это безобразие надо прекращать!
Я уж не говорю, что это не по-европейски, что это не соответствует никаким стандартам демократического общества, если допускать, что мы живем в демократическом обществе… Если мы посчитаем процент бизнесменов, ученых, врачей, спасателей, полицейских, военных, - я уж не говорю о налогоплательщиках, о проценте нелатышского происхождения – за деньги которых вся эта чудесная компания весело гуляет – там совсем другая пропорция, а вот «во власти» - нет.
Та же самая ситуация с присвоением ордена Трех звезд. Диспропорция при распределении настолько очевидна, что становится просто противно. Но так как люди во власти в течении всего постсоветского периода знают, что они будут при власти все время, и никаких изменений быть не может (они в этом уверены), то с умным видом они начинают принимать подобные решения. Как известно, все глупости делаются с умным выражением лица… И строительство концертного зала является одним из таких решений, принятых «с умным видом».
Хочу посоветовать правительству пойти дальше: заодно снести Управление порта, которое находится по соседству от здания ЦК, на берегу канала. Потому что с такими оборотами, как сейчас в порту, благодаря нынешнему министру-консерватору и общей геополитике, оно там не нужно. А на его месте, прямо в парке, надо сделать большую парковку для тех людей, которые будут приезжать в будущий концертный зал. Потому что сейчас вопрос парковки там вообще не продуман?
Последнее, что хочу отметить. Огромная победа – решение суда, что 64 евро недостаточны для минимального гарантированного дохода в стране. Так вот, если сейчас это чудесное правительство, выполняя решение суда, поднимет эту сумму, скажем, на 20 евро, до 84 евро, то это будет форменным издевательством над людьми. 64 евро или 80 евро – нет разницы в плане невозможности выжить.
- Говоря об отношениях правительства с думой последнего созыва, не кажется ли Вам, что не смотря на все обстоятельства дела и мотивы принятых решений, нынешний судебный спор превращается, скорее, в дело принципа, нежели может иметь какие-то законные последствия?
Нил УШАКОВ: Борьба за правду в суде по поводу моего отстранения с должности мэра - это не мой личный каприз. Это принципиальная позиция. Сейчас в Латвии по всем фронтам происходит ползучий захват власти. Это всё прикрывается вирусом, кризисом.
Смотрите - за ремонт финансовой системы отвечает человек обанкротивший Krājbanka. В целом, 4 (!) руководителя комиссий в Сейме находятся в том или ином статусе или под судом, или под следствием. По сути, такое отношение к законности себе не каждое развивающееся государство может позволить.
Глобальная административно -территориальная реформа проведена так, что теперь ее критикуют в ЕС, как недемократическую. Рижская дума распущенна с грубейшими нарушениями принципов демократии и законности. Зато готовится массовая приватизация - от портов до столичного самоуправления.
Скорее всего ради этой самой приватизации все и задумано. Последний рывок после вируса, так сказать. И мое незаконное отстранение от должности является одним из элементов в общей мозаике. Именно поэтому так важно через суд доказать, что решение министра Пуце было незаконным. Речь идет не о моих интересах или амбициях. Речь идёт о попытках, несмотря не на что бороться за справедливость и законность.
Андрей АНТОНОВ.