Оскудеют ли молочные реки?
По данным Центрального союза латвийских молочных производителей, крупнейшие предприятия отрасли терпят многомиллионные убытки, что говорит о тяжелейшем кризисе отрасли
Председатель правления Центрального союза латвийских молочных производителей Янис Шолкс в конце декабря прошлого года сказал BNN, что крупные компании смогут какое-то время перетерпеть убытки и продолжить работать, но это тоже не долгосрочный проект…»
На вопрос о возможностях поддержки Янис Шолкс признался, что он ежедневно получает звонки от предпринимателей с вопросами о том, ожидается ли со стороны государства поддержка для преодоления кризиса. И добавил, что, учитывая еще и влияние пандемии, правительству следовало бы серьезно обдумать возможную поддержку и ее выплату. «В противном случае Латвия может потерять молокоперерабатывающие предприятия и отрасль в целом», – резюмировал глава молочников.
На минуточку скажем, что молокоперерабатывающая отрасль, в которой занято около трех тысяч человек, каждый год в виде налогов переводит в бюджет страны от 15 до 20 миллионов евро.
С началом года молочники оказались уже совершенно в критической ситуации. Как сообщает nra.lv, Центральный союз производителей молока Латвии (LPCS) от имени молокоперерабатывающих предприятий обратился к Сейму, Кабинету министров, а также к Министерствам земледелия, финансов и экономики с просьбой помочь отрасли пережить эти сложные времена. Ведь помимо несоразмерного роста цен на энергоресурсы перерабатывающим предприятиям приходится выдерживать давление закупочных цен на молоко.
«В ряде важных регионов потребления молока глобально сократился объем произведенного молока, - указывает на проблемы в своем письме правительству LPCS. - Ощущается влияние общего кризиса логистики. Во всем мире отсутствуют запасы индустриальных молочных продуктов, что могло бы частично компенсировать спрос потребителей. Обострилась международная конкуренция за сырье для производства индустриальных молочных продуктов».
Латвийским переработчикам остро требуется сырье, то есть свежее молоко. Все это важно с учетом того, что предприятия страны имеют долгосрочные обязательства перед торговыми организациями с определенными условиями касательно объемов и стоимости молочных продуктов, которые, в свою очередь, никак не связаны со скачкообразными колебаниями цен на глобальных рынках индустриальных продуктов.
«Стратегия нашего сотрудничества с партнерами отрасли основано на взаимовыгодном сотрудничестве и взаимной поддержке в долгосрочной перспективе. Одним из элементов такого сотрудничества является гибкость. Сейчас пришла наша очередь гибко мобилизоваться, чтобы платить своим партнерам конкурентоспособную цену за молоко, осуществлять переработку при постоянно растущих ценах на все ресурсы и услуги, и выполнять свои обязательства перед нашими потребителями на максимально щадящем уровне изменения цен. В другой ситуации это было бы сложной, но полной вызовов для предпринимателей задачей, но сейчас положение переработчиков стало критическим. Дополнительное бремя для производителей и переработчиков молока в виде повышающихся цен на энергетические и другие связанные ресурсы должен нести переработчик, что является логичным. Но переработчик сейчас не в состоянии покрыть свои издержки, предлагая потребителю продукты по ценам, соответствующим его платежеспособности», - приводит nra.lv слова из письма Центрального союза производителей молока Латвии (LPCS).
Представители отрасли взывают о помощи: LPCS просит изыскать возможность оказать предприятиям кратковременную финансовую поддержку. Думается, такая мера жизненно необходима из-за стремительного роста цен на ресурсы и услуги, чтобы в долгосрочной перспективе сохранить для латвийского государства и его жителей приоритетно важную и традиционную отрасль - молочное хозяйство в целом.
Молоко – это наше все. Как без него?
По мнению LPCS, поддержка предприятий отрасли позволила бы частично выровнять деформацию пропорций дохода в бизнес-цепочке: производитель молока - переработчик молока - розничный торговец - потребитель. Во всей цепочке «от поля до стола» единственный, кто терпит большие убытки, - это переработчик молока. Переработчик, как и другие участники процесса, должен покрывать все дополнительные издержки и, кроме того, аккумулировать прирост цены на свежее молоко в размере около 40%. Уже сейчас закупочная цена на свежее молоко достигла среднего уровня по ЕС, а в отдельных случаях даже превышает закупочную цену в Германии.
Вместе с тем представители отрасли говорят, что повышение цен на молочные продукты до уровня, который полностью покрывал бы издержки производства, в ближайшее время невозможно. Перерабатывающие предприятия при выполнении своих договорных обязательств перед розничными сетями, а в особенности перед другими покупателями (больницы, структуры Министерства обороны, тюрьмы, предприятия самоуправлений и др.), вынуждены нести большие убытки. Поэтому Союз молочников призывает Кабинет министров изыскать возможность в этой чрезвычайной ситуации частично компенсировать непокрытые, но объективные издержки.
Сколько денег нужно на спасение ситуации?
Минимальный объем компенсации, по мнению экспертов отрасли, могла бы составить 56 евро на одну тонну переработанного молока. В свою очередь, общий объем компенсации составил бы примерно 2,4 миллиона евро в месяц.
Потенциально такая поддержка была бы необходима за декабрь 2021 года, а также за январь и, возможно, февраль 2022 года. Из-за повышения цен на молочные продукты уже сейчас растут поступления налога на добавленную стоимость в бюджет страны.
«Просим учитывать, что у молочной отрасли в Латвии исторически сформировался хороший фон и большой потенциал развития в будущем, - цитирует nra.lv. позицию LPCS. - Потенциально предоставленный финансовый ресурс через перерабатывающие предприятия все равно попадет к производителю молока, а также уменьшится груз на потребителя продукта. Доступность господдержки в этот момент может стать решающей не только для отдельных молокоперерабатывающих предприятий, но и для отрасли в целом».
Наш портал активно следит за развитием событий в молочной отрасли.