54-летний Андрис обратился к семейному, так как стал терять вес, не мог есть, у него были боли в желудке и звон в ушах.Врач посоветовала ему отказаться от лекарств для снижения кровяного давления и мазать спину мазью. Из-за сердечной недостаточности мужчина был инвалидом. При его повторном визите врач направила-таки его к специалистам, но было уже поздно. После похорон мать Андриса Сармите Эрхарде написала жалобу на семейного врача Лайму Упениеце в Инспекцию здравоохранения.
«Она ему даже инъекцию от болей не сделала, ничего! Он попросил разрешения полежать на кушетке. Подняться не мог во время визита к ней», - поясняет мать.
Прошло 11 месяцев, прежде чем Инспекция здравоохранения признала, что в действиях врача Упениеце имелись нарушения. Она не послала больного на скрининг рака, не оценила повышенное давление, не обеспечила активную помощь и не назначила анализы. Инспекция выяснила, что на некоотрые обследования врач направляла пациента годом ранее. Но неизвестно, прошел ли он их.
Сама Лайма Упениеце, сославшись на сильную занятость, от интервью с тележурналистами отказалась. Но признала, что переживает из-за гибели пациента:
«Мне невыразимо жаль! Об этих фактах я узнала недавно. У меня не было возможности связаться с его близкими».
В то же время семейный врач подчеркнула по телефону что и пациенты должны сотрудничать с медиками. За их здоровье отвечают прежде всего они сами.
Участие пациентов в скрининге рака – это один из критериев качества, выполняя который, семейные врачи могут получить от государства надбавку к оплате своего труда. Но из 1300 латвийских «семейников» только восемь в состоянии выполнить весь перечень критериев качества. В том числе – уговорить пациентов этот самый скрининг пройти.
Врач покойного Андриса выполняет семь критериев из 13, и это считается хорошим показателем. Она признаёт, что в последние полгода трудится совершенно одна.
Нанять за те деньги, которые государство дает на оплату помощника, она никого не смогла – желающих не нашлось. Упениеце подчеркивает, что работает от души, но нехватка помощника ощущается остро, конечно же.
В будущем году в списке критериев качества, выполнения которых требует от семейных врачей Минздрав, останется лишь восемь пунктов. Министр здравоохранения Анда Чакша совершенно четко завила: министерство не откажется от таких требований, как соблюдение сроков вакцинации и надзор за хроническими больными.
«Красная черта» для Минздрава – и профосмотры раз в год для каждого пациента, приписанного к практике семейного врача. Попасть на такой осмотр пациент должен иметь возможность в течение пяти дней. Есть и другие обязательные требования, но вот направление людей на скрининг больше обязательным не будет. Так что врач может захотеть дать направление, а может и не захотеть.
Семейного врача Андриса, впрочем, административно карать не станут. Инспекция здравоохранения указала, что сроки для возбуждения дела пропущены (6 месяцев с момента совершения нарушения). Потерявшая сына Сармите Эрхарде считает, что это – показатель глубины того кризиса, в котором пребывает и отечественное здравоохранение, и те учреждения, которые обязаны за ним надзирать.