Политик допустил, что политика государства по отношению к выбравшим гражданство РФ изменилась под влиянием общественных настроений.
«Потому что у многих людей в Латвии, видимо, какая-то обида, на людей, которые могли спокойно взять гражданство Латвии, но они выбрали все-таки гражданство России. Они решили тем самым связать свою жизнь с Россией. (…)
Люди сделали ошибку, мне кажется. Хотя, с другой стороны, я их абсолютно понимаю.
Потому что они приняли гражданство России тогда, когда многоуважаемая Вайре-Вике Фрейберга [шестой президент Латвии, 1999-2007] ездила в Мосвку, встречалась с Путиным и жала ему руку. Тогда была другая Россия», — сказал Лидака.
Депутат Сейма выразил надежду, что никого силой выдворять из Латвии не будут, равно как и не дадут никому умереть. Он выразил уверенность. Что в УДГМ заинтересованы в том, чтобы не выдворять человека. А помочь ему легально жить в Латвии.
«Я говорил с госпожой Розе [руководитель УДГМ], она тоже уверена, что в УДГМ будут помогать решать проблемные ситуации, в рамках закона, конечно, и подойдут к каждому человеку доброжелательно».
При этом политик отметил, что идти навстречу должны обе стороны. Осложнить ситуацию, по его словам, может упертость некоторых людей, которые из принципа не хотят сдавать экзамен, считая, что они ничего никому не должны. Лидака выразил надежду, что таких ситуаций будет мало и никого выдворять из Латвии не придется.
«Надо понять, что сейчас — время войны. Мы не воем, но воюют рядом. И межгосударственные отношение и, может быть, межэтнические отношения все-таки как-то поменялись.
Надо понять и латышей. Есть тревога внутри. Ну и от такой внутренней тревоги до, может быть, порой неправильного решения — один шаг.
(…) Я сам стремлюсь все-таки к одному: чтоб человек здесь остался жить, он все-таки наш. Но из-за особой геополитической ситуации, которая создалась, надеюсь, что большая часть этих людей все-таки проявит уважение к государству, в котором они хотят жить, какое-то стремление, желание, шаг навстречу. Попытаются выучить латышский язык, попытаются собрать все эти документы. Это то, что, наверное, ждет основная часть жителей Латвии — шаг навстречу от этих людей. Они могли уже шагать долго-долго, 30 лет», — подытожил политик.