Так получилось, что на юбилейную конференцию в Юрмалу съехались те политики и общественные деятели, которые непосредственно участвовали в попытках построения "единой Европы от Лиссабона до Владивостока". Это было совсем недавно — каких–то 6–10 лет назад, а кажется, что с тех пор прошла целая вечность. Тот период взаимоотношений между Россией и Евросоюзом один из основателей "Балтийского форума" Игорь ЮРГЕНС (Москва) метко назвал "медовым месяцем". Но "месяц" этот закончился — и экс–глава МИДа РФ, бывший секретарь Совбеза РФ, а ныне профессор МГИМО и руководитель Российского совета по международным делам Игорь ИВАНОВ считает, что закончился окончательно и бесповоротно.
Реальность без позитива
— В начале XXI века стали вырисовываться контуры будущей Большой Европы от Владивостока до Лиссабона. В какой–то момент могло показаться, что до Большой Европы осталось буквально несколько шагов: были согласованы четыре пространства, в которых она должна была создаваться, были подготовлены дорожные карты, по которым все мы должны были двигаться… Но — Большой Европы у нас не сложилось. Шанс, который выпадает один раз в столетие, не был реализован. И второго такого шанса для нынешнего поколения политиков на Востоке и Западе, по всей видимости, уже не появится, — заявил Игорь Иванов, и зал погрузился в гробовую тишину.
Кажется, что и возразить–то было нечего. Конфликт на Украине, "крымский вопрос", разногласия по ряду важных международных вопросов обострили отношения России и Западной Европы до невозможности и, как убеждены многие политики, загнали эти отношения в новую холодную войну.
— Нынешняя риторика СМИ даже превзошла риторику времен холодной войны 70–80–х годов прошлого столетия, — заключил экс–глава российской дипломатии, и с этим тоже не поспоришь.
Фактически выводы Игоря Иванова подтвердил и госсекретарь МИДа Латвии Андрей ПИЛДЕГОВИЧС, который заявил, что с осени 2014 года "мы наблюдаем новую реальность". И в этой реальности, увы, нет ничего позитивного. Примечательно, что г–н Пилдеговичс на "Балтийском форуме" был непривычно для себя резким и категоричным в оценках. Он обвинил Россию в нарушении базовых принципов международного права и отметил, что "санкции были введены с целью остановить агрессию".
Заметим, что это латвийская сторона, реагируя на украинские события, по существу, собственноручно ввергла латвийско–россий
— Наши отношения находятся в глубочайшем кризисе, и сейчас они свелись лишь к техническому взаимодействию, — признал посол РФ в Латвии Александр ВЕШНЯКОВ и сообщил, что объем внешней торговли между нашими странами сократился на 44 процента! От бессмысленной, развязанной не по инициативе России войны санкций сильно страдают ведущие отрасли латвийского народного хозяйства: пищевая, легкая промышленность, грузоперевозки.
Что же касается попыток Запада "поставить Россию на колени", то, подчеркнул посол, это совершенно бесперспективная политика.
— Россия справилась с первой волной трудностей, началась диверсификация экономики, идет поиск новых перспективных рынков, становится на ноги Евразийский экономический союз, развивается сотрудничество по линии Шанхайской организации и БРИКС. России есть куда развернуться! — предупредил глава российской дипмиссии.
То, что "потеря" России крайне невыгодна Евросоюзу и даже Соединенным Штатам, открыто признал бывший министр иностранных дел Италии Франко ФРАТТИНИ. Он напомнил слова нынешнего главы МИДа Италии о том, что его страна согласилась на санкции против РФ только из соображений "лояльности к Евросоюзу". В Италии прекрасно понимают, что санкции не решат проблем на Украине.
Хотя и в выступлении итальянского политика было предостаточно пессимизма, тем не менее он все–таки выразил надежду на то, что новая холодная война будет скоро прекращена, и Россия с Евросоюзом снова станут партнерами. Иного пути просто нет.
В этом убежден и Игорь Юргенс, который не потерял веру в то, что при участии Евросоюза даже удастся возобновить прагматичный диалог между Россией и Украиной — диалог в том числе и по экономическому взаимодействию.
— Главное, чтобы были услышаны те советы, которые прозвучат сегодня на "Балтийском форуме"! — мудро заметил, приветствуя участников конференции, мэр Риги Нил УШАКОВ…
Импотенция власти?
Пока в Юрмале мировые эксперты обсуждали глобальные проблемы, в Латвии политики "на ровном месте" устроили конституционный кризис. Во всяком случае, об этом публично заявила лидер премьерской партии Солвита АБОЛТИНЯ.
По ее мнению, если политические силы, имеющие большинство в парламенте, не могут принять решение, то это и есть самый настоящий кризис. Речь идет о неспособности правящей коалиции сформулировать внятную позицию по беженцам. Как известно, еще в конце минувшей недели председатель Еврокомиссии Жан–Клод ЮНКЕР обнародовал свой план по решению проблемы беженцев. Суть плана в том, что странам ЕС придется распределить между собой еще 120 тысяч беженцев, которые прибыли в Европу и создали настоящий гуманитарный кризис в Греции, Италии, а теперь еще и в Германии.
Г–н Юнкер предложил распределять беженцев в рамках квот, то есть, по существу, в принудительном порядке. Согласно плану шефа Евросоюза, Латвии придется приютить у себя 526 беженцев. А поскольку мы уже согласились 250 беженцев принять добровольно, то общее количество гостей из Африки, которые прибудут к нам, достигнет 776 человек. И это только начало!
Против квот и дополнительного приема беженцев выступили две из трех правящих партий — ТB–Visu Latvijai! и Союз "зеленых" и крестьян. Таким образом, лишь "Единство" в правительстве было готово поддержать план Юнкера.
В патовую ситуацию в коалиции в начале этой неделе был вынужден вмешаться и президент страны. Однако пока Раймонду ВЕЙОНИСУ не удалось переубедить националов и "зеленых крестьян". Это значит, что правительство пока не может принять НИКАКОГО решения по беженцам.
Судя по всему, лишь на следующей неделе станет ясно, чем этот конституционный кризис завершится. Вариантов три: или развалом правительства, или тем, что все–таки три правящие партии, покривлявшись, согласятся с планом Юнкера, или правящие будут просто молча сидеть в Брюсселе и ждать, пока евросоюзовское начальство без нас примет решение и направит нам 776 беженцев. У стран ЕС в вопросе о чрезвычайных мерах по приему беженцев нет права вето. Это значит, что если большинство стран ЕС поддержат квоты, то возражения Латвии ничего не изменят — и нам "насильно" пришлют беженцев.
— Правительство Латвии просто демонстрирует свою хроническую импотенцию! — поставил диагноз правящим эксперт Марцис БЕНДИКС. Ему сложно возразить…
Киба НИКЛЭ.