И вот свой путь в комиссиях сейма начал закон об административном наказании за нарушения в сфере управления, общественного порядка и использования госязыка. Ожидалось, что этот закон лишь повторит отдельные положения Кодекса административных правонарушений. Однако в минюсте с подачи Центра госязыка (ЦГЯ) решили воспользоваться кодификацией для введения новых наказаний на языковой почве и для борьбы с иностранными языками.
Додумались
Впервые в закон вводится новый термин — «неуважение к государственному языку». В законопроекте говорится, что за явное (грубое) неуважение к госязыку применяется штраф в размере от 7 до 140 евро. Поскольку никакой расшифровки этого понятия нет, то для ЦГЯ открывается большой простор для творчества.
Но эта норма в законе покажется мелочью в сравнении с другой нормой, которая гласит: «За отправку физическим или юридическим лицам без их запроса проспектов, бюллетеней, каталогов, где наряду с госязыком используется и иностранный язык, применяют предупреждение или штраф...»
Это означает, что фактически государство запрещает бросать в почтовые ящики жителям страны любые информационные материалы, в которых наряду с госязыком используются любые другие языки — например, русский или английский. Под проспектами могут подразумеваться и, например, предвыборная агитация, и сообщения, касающиеся здоровья и безопасности, и информация о замене счетчиков воды и т. п.
Смысла уже не осталось
Примечательно, что подобных запретов на информацию от коммерческих организаций не содержит даже закон о госязыке. Если так и дальше пойдет, то вскоре юридическим и даже физическим лицам на частных мероприятиях запретят использовать иностранные языки или даже осуществлять перевод с латышского на другие языки.
Очевидно, что подобная норма, поддержанная большинством сейма в первом чтении, противоречит международным нормам и здравому смыслу.