Кроме того, он руководит спортивным клубом «Аркан» на Маскачке, который как раз посещал погибший 21 ноября под завалами в торговом центре «Максима» дежурный 1–й части Рижского регионального управления ГПСС. Особенно подтянутый здоровяк Эдгар любил тягать штангу.
— Я хорошо знаком и с его дедом, Владимиром Жариковым, который после пожарной службы устроился в охранную фирму в ресторанную сеть «Лидо». Я тоже там работаю. Поскольку Владимир и его супруга Аустра вырастили Эдгара как своего сына, то весь удар пришелся по ним. В первые дни они были в таком шоке, что не могли ни с кем говорить. Был подключен особый военный психолог Вилнис Чернявский, который работает с семьями погибших или пострадавших военнослужащих. Свою помощь оказал и капеллан.
Постепенно всю семью Эдгара общими усилиями нам удалось вывести из состояния депрессии. Отмечу, что для родных и близких всегда очень важно, чтобы о погибших не забывали. Скажем, сейчас наша Латвийская ассоциации ветеранов Латвийской армии вместе с Клубом военных прилагает максимум усилий для того, чтобы поставить в Адажи мемориал, посвященный погибшим военнослужащим. Речь идет об Афганистане, Ираке и других горячих точках. Я лично многих знал. С одним, Олафом, служил в Боснии, где мы выполняли миротворческую миссию.
К сожалению, уже который год проект буксует. Конечно, хочется, чтобы мемориал в Адажи наконец появился. Но на его возведение нужна немалая сумма. Когда на учения в Латвию приезжали американские военные, они перечисляли деньги. В конце года для детей погибших военнослужащих мы устроим новогоднюю елку. Недавно проводили чемпионат по силовому троеборью и тоже собирали деньги на благотворительные нужды. К сожалению, о военных героях сегодня мало кто вспоминает. Я считаю, никто не должен быть забыт! Это касается и погибших спасателей.
Друг Эдгара
Одним из первых в обрушившийся торговый центр «Максима» в Золитуде вошел 30–летний капрал Государственной пожарно–спасательной службы Станислав Турок. Погибший Эдгар Рейнфелдс был его непосредственным начальником. Впрочем, ребята дружили и помимо службы. Поскольку Станислав проживает в Кенгарагсе, он каждое утро заезжал за Эдгаром, чтобы вместе отправиться на работу — в 1–е отделение ГПСС на ул. Маскавас, 3. В тот роковой день они вместе были на дежурстве. Так как вызовов не было, решили пойти потаскать «железки» в спортивном зале.
Да и какой настоящий мужчина не любит поднимать штангу! К тому же спасатель должен быть крепким и выносливым. Между тем время приближалось к ужину. Пора было приготовить чего–нибудь перекусить. И тут вдруг поступил вызов в Золитуде. Все сразу вскочили, побежали. Когда ехали, по рации сказали: приготовьтесь, под завалами много людей. Из части выехали на новейшей пожарно–спасательной машине, оснащенной по самому последнему слову техники — в ней было все, что нужно для спасения: домкраты и прочие механизмы. И вскоре пожарные были на месте. Получив указания в штабе, принялись за поиски.
А на улице уже было темно. Так же темно оказалось и в злополучной «Максиме». Свет проникал лишь через потолок, где обрушилась часть крыши. Спасали фонарики. Раненые люди кричали из–под завалов. Кто–то стонал, поскольку даже не было сил кричать. Сначала Станислав бросился спасать женщину, которой плита зажала ногу. Она рассказала ему, что ее зовут Илона, а дома ее ждет 8–летняя дочь. Затем командир Эдгар Рейнфелдс направил Турока к своей группе, которая откапывала некоего мужчину. Тот едва слышно стонал. Из–под плит была видна только спина.
С помощью гидравлики удалось приподнять одну плиту. Оставалось поднять другую плиту, и тогда мужчину можно было вытащить. Однако в этот момент сзади что–то вдруг резко хлопнуло. Поднялась жуткая пыль. Видимость упала до нуля. Лишь раздались ужасающие звуки. Именно в те страшные мгновения и погибли трое спасателей. Когда видимость немного улучшилась, чудом уцелевший Турок увидел страшную картину. Его друг Эдгар Рейнфелдс работал прямо под крышей, а его поставил под открытое небо. Такая расстановка спасла Станислава. Если бы наоборот, в таком случае погиб бы он…
Его тоже сильно завалило — и землей, и какой–то брусчаткой, а в живот едва не воткнулась плита. В тяжелом состоянии его отправили в больницу. Позади — сложнейшая операция на позвоночнике. «Уже в больнице я узнал о том, что Эдгар погиб…» — рассказал Станислав, которого «7 секретов» навестили в лечебном учреждении. Конечно, он очень сильно переживает по поводу случившегося. Себя героем не считает. Ведь ему повезло — он выжил…
Слава богу, дети не пострадали
— Никто из спасателей не отказался войти в «Максиму». Это наша работа. Иначе зачем было идти в пожарную охрану? Уверен, никто и не думал об опасности. Все привычно бегали, работали. Перед каждым была поставлена четкая задача. Не было такого, чтобы кто–то стоял у машины и курил. Никто не думал, что будет повторный обвал. Ведь там стояли вертикальные бетонные конструкции. Они казались вполне надежными. Внизу я увидел детскую лесенку–горочку. Потом уже до меня дошло, что она упала с площадки на крыше. Хорошо, что в момент обрушения там не было детей.
Сейчас самое главное — встать на ноги. Чтобы здоровье восстановилось. В целом, у меня все работает. Руки, ноги. Приходил нейрохирург — проверял. А вот ребят уже не вернуть… Я очень хочу как можно скорее вернуться в строй. Конечно, пожалуй, в течение полугода я вряд ли смогу таскать тяжести. Месяца четыре придется провести на больничном. Но все равно вернусь! Ведь мой отец Антон тоже был пожарным–спасателем. Он мне позвонил, когда я лежал в приемном отделении… Сестра прилетела из–за границы, где она учится. У нас очень дружная семья, — с улыбкой сказал Станислав, которому мы пожелали скорейшего выздоровления.
Золитудское братство
«7 секретов» приехали к нему в больницу вместе с руководителем финансово–кредитной компании Grand Credit Максимом Малышко, который вместе с друзьями взял на себя обязанность помочь с реабилитацией пострадавшим спасателям.
— Я сам золитудский! Считаю, что Турок — настоящий герой. Когда он выбрался из–под завалов, то и с поврежденным позвоночником продолжал спасать людей. Даже принялся таскать носилки. А потом его силой увезли на «скорой». И все другие спасатели тоже герои. Это очень важно обществу осознать, потому что кто знает, что решат в высоких кабинетах. Вдруг захотят найти стрелочков и все на них повесить. Сейчас мы приложим максимум усилий, чтобы помочь ребятам с реабилитацией.