"С утра отправилась постоять в Даугавпилсе у здания, куда жители Латвии с российскими паспортами шли сдавать языковой экзамен. Это была последняя возможность для тех, кто опоздал или пропустил первое приглашение.
Людей было не много. Пришла женщина лет 70-ти с дочерью. Обе корректные, мама физически выглядит хорошо, но оказалось, что она только что прошла курс химиотерапии, потому что у нее рак четвертой степени. По этой причине они и не были на первом экзамене. Приехали из Балви. обе рассказывают и плачут. Не потому что нужно сдавать экзамен, а потому что у мамы рак. Потому что ее скоро не будет. А еще и экзамен. Освобождение она получить не смогла. Его может дать только реабилитолог, а к такому специалисту просто невозможно сейчас попасть. Это не исключение. Знаю еще один случай, когда человек и ходить-то сам не мог. Его везли к реабилитологу в Екабпилс.
Затем две молодые женщины вели под руки более пожилую, которая держалась за палочку. Тоже обзвонила всех латгальских реабилитологов, но запись можно получить только на сентябрь. Она не жалуется, просто ковыляет на экзамен, который, скорее всего, не сдаст. Но нужно идти. Нужна отметка о попытке сдать, иначе у внж закончится срок годности, пропадет персональный код, доступ к оплаченной государством медицине, банковский счет, пенсия... Депортация сейчас меньшее из зол. Те, кто безуспешно пытался сдать экзамен, чаще всего заваливаются на письменной части. Читать и говорить хоть немного они могут, но написать правильно на латышском хоть одно предложение - нет", - пишет Спринге.
Она отмечат, что всем известно, почему эти люди взяли российское гражданство. Большинство в хотело ездить к родственникам без визы.
"Даже наш президент в то время ездил в Москву и встречался с Путиным и еще совсем недавно обнимался с Лукашенко", - такие слова Спринге услышала в палатке от одной женщины, которая латышский не выучила и не планирует.
"Да, жаль, что за 30 лет не выучили, но факта это уже не изменит. Закон был изменен сейчас, а не 30 лет назад и даже не год назад", - отмечает журналист.
Она отметила, что была неприятно удивлена, когда описав все это в Твиттере, получила в комментариях невероятное количество злобы и ненависти. Люди готовы унижать стариков за свои прошлые обиды. Среди людей, которые хотят отыграться на пожилых людях, жалеющих просто спокойно умереть у себя дома в Латвии, есть и те, кто ранее выделялся своим взвешенным мнением, в ту же пандемию, например.
Спринге видит только одно решение - снизить возрастную планку для сдачи языковых экзаменов, хотя бы до 68 лет. И обеспечить нормальный доступ к специалистам, которые смогут реально оценить, может ли человек сдать экзамен.
Еще Спринге не может себе представить как именно собираются депортировать людей? Посадят в машины и оставят на границе? За которой у них никого и ничего нет?