Без малого четыре часа Владимир Путин отвечал на вопросы журналистов в ходе так называемой «большой пресс-конференции», состоявшейся в Москве в пятницу, 23 декабря. DW внимательно слушала, о чем говорил Путин, и рассказывает, о чем он все же умолчал и что приукрасил.
Значение слова «немножко»
Начал свою пресс-конференцию Владимир Путин с рассуждений об экономике. И, жонглируя цифрами, свидетельствующими о продолжающейся рецессии в России, был вполне корректен. Но позднее, уже в контексте нефтяных цен, добавил, что «ситуация хуже в мировой экономике, а результат у нас лучше получился», подразумевая, что рецессия в 2016 году оказалась не 3,7%, как в 2015 году, а «будет 0,5-0,6%», как предположил российский президент.
После слов Владимира Путина может возникнуть ощущение, что динамика мировой экономики — отрицательная. Это не так: хотя мировая экономика растет не такими быстрыми темпами, как предполагалось, но, согласно прогнозу Всемирного банка, вырастет в 2016 году на 2,4 процента.
Не обошлось и без словесного преуменьшения негативных финансовых тенденций. Так, например, российский президент сказал, что Резервный фонд «немножко сократился». «Немножко» в данном случае обозначало — с 3,64 трлн рублей по состоянию на 1 января 2016 года до 985 млрд рублей на конец года, то есть, грубо говоря, в три с половиной раза.
Путин назвал эвакуацию людей из восточного Алеппо «крупнейшей в современном мире международной гуманитарной акцией». Он подчеркнул, что это было сделано при «самом активном участии» России и не могло быть достигнуто «без доброй воли и работы» Башара Асада.
Что предшествовало эвакуации людей из Алеппо, Путин не рассказал
В декабре из восточных районов Алеппо действительно были вывезены десятки тысяч жителей города и повстанцев. Однако президент РФ забыл упомянуть, что предшествовали эвакуации интенсивные бомбардировки Алеппо со стороны правительственных войск Асада и российской авиации.
Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн 21 октября назвал осаду и бомбардировки Алеппо «преступлениями исторического масштаба». «К подавляющему большинству жертв среди гражданского населения привели неизбирательные воздушные удары правительственных войск и их союзников по восточным районам города. Эти нарушения представляют собой военные преступления», — подчеркнул высокопоставленный чиновник ООН.
В ЕС тоже осудили «неоправданные масштабы и интенсивность» бомбардировок восточного Алеппо сирийской и российской авиацией. «Преднамеренные удары по больницам, медицинским работникам, школам и базовой инфраструктуре, равно как и использование бочковых бомб, кассетных бомб и химического оружия (в Алеппо. — Ред.) могут являться военными преступлениями», — говорится в коммюнике глав МИД стран Евросоюза по итогам встречи 17 октября.
Россия и допинг
«В России никогда не создавалось никакой государственной системы допинга и поддержки допинга», — заявил Путин на пресс-конференции. Независимая комиссия WADA под руководством Ричарда Макларена, напротив, пришла к выводу, что в России существует централизованная система сокрытия и манипулирования допинг-пробами, в которой были замешаны российское министерство спорта и его подведомственная организация «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (ЦСП), а также ФСБ и Московская антидопинговая лаборатория.
Согласно выводам расследования Макларена, в этом процессе участвовали, в частности, замминистра спорта Юрий Нагорных, советник министра спорта по антидопинговому обеспечению Наталья Желанова и сам глава Минспорта — на тот момент Виталий Мутко.
Отвечая на вопрос о хакерской атаке на Демократическую партию США, Путин заявил: «Кто знает, что это за хакеры? Может, они в другой стране находились, а не в России. Может быть, кто-то просто лежа на диване это сделал». Да и вообще, по словам российского президента, это не главное. «Главное, на мой взгляд, — это суть информации, которую хакеры предоставили общественному мнению», — пояснил он.
Примечательно, что полгода назад, реагируя на появление «Панамских досье», в которых фигурировали офшорные счета на 2 миллиарда долларов у друга российского президента виолончелиста Сергея Ролдугина, Путин акцентировал внимание, прежде всего, на тех, кто опубликовал эти данные. «Везде торчат уши заказчиков, они торчат и даже не краснеют, — рассуждал российский лидер. — А то, что за этим стоят, скажем, официальные лица и официальные органы тех же Соединенных Штатов — это сейчас нам Wikileaks показал».
Почему Еврокомиссия снижает субсидии на альтернативную энергетику?
Говоря о переходе на альтернативные источники электроэнергии, Путин сослался на европейский опыт в этой сфере. «Обращаю ваше внимание, что Еврокомиссия приняла решение снизить субсидии по этим направлениям. Почему? Потому что это очень дорого», — отметил он. Только вот на свой же вопрос о причинах снижения субсидий Путин ответил неверно.
Действительно, Еврокомиссия (ЕК) представила 30 ноября крупномасштабный план развития энергетики в ЕС, который, в частности, предусматривает сокращение субсидий на генерацию электроэнергии из возобновляемых источников. Однако зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович дал этому решению совсем иное объяснение: «Возобновляемая энергетика достаточно созрела, чтобы выдерживать конкуренцию». В подтверждение ЕК привела следующие цифры: с 2009 по 2015 годы производство электроэнергии из солнца подешевело на 80 процентов, а из ветра — на 30-40 процентов.
Что же касается в целом представленного пакета мер, то комиссар ЕС по энергетике Мигель Ариас Каньете на той же пресс-конференции в Брюсселе дал ему следующую характеристику: «Европа стоит на пороге революции чистых энергоносителей».
Так что было бы ошибкой делать из слов Владимира Путина вывод, что в Евросоюзе охладели к возобновляемой энергетике. Ее доля в общем производстве электроэнергии в ЕС к 2030 году должна возрасти с нынешних 29 до 50 процентов. Только на пути к этой цели ЕК впредь намерена больше опираться на рыночные механизмы, а не на субсидии.
Так сколько налогов платят в России?
Журналист российского Первого канала спросил президента о том, ждать ли россиянам увеличения прямых и косвенных налогов, имея в виду, например, сбор на капитальный ремонт зданий. В ответ Владимир Путин предложил налоги и неналоговые сборы разделить и сказал, что налоги на доходы физических лиц, транспортные средства и имущество «наиболее низкие в мире».
Такое заявление все же следует уточнить. Существующая сейчас 13-процентная ставка НДФЛ, например, может считаться низкой, но сравнение не совсем корректное, ведь во многих странах действует не плоская, как в России, а прогрессивная шкала. Истинная же картина выясняется только тогда, когда в расчет берутся как прямые, так и косвенные налоги. И по уровню реальных отчислений Россия относится к странам со значительной нагрузкой. Так, согласно расчетам компании PricewaterhouseCoopers, в России средняя ставка налогов и сборов составляет 47,4 процента доходов. Это 45-е место в списке из 189 стран мира.