Оказалось, что в квартире действительно две комнаты: одна из них — кухня.
«У нас сейчас квартира больше этой, и это нам дают как большую. У нас же еще ребенок! Ему нужна своя комната. Дочке своя. Но написано — двухкомнатная», — говорит Лидия Дашкова, ассистент и мама Юлии.
Места для мебели практически нет. У Юлии из горла регулярно надо откачивать скопившуюся жидкость, мама спит урывками. Сейчас есть две возможности: отдать мальчику комнату и спать в кухне — или наоборот.
«Мы решили, что можем жить на кухне! Я и так с ней на диване сплю, потому что мы втроем спим в одной комнате. Разложим кресло, на котором мальчик спит — и я из комнаты не выйду. Это нормально?» — недоумевает Дашкова.
Посмотреть квартиру пришли и представители обществ Apeirons и Jūnijs. Какие-то вещи им нравятся, какие-то возмущают.
В доме одно- и двухкомнатные квартиры. В однокомнатной кухонная зона будет прямо рядом с кроватью.
«Славное, отличное, прекрасное доступное здание с точки зрения среды, но опять же — как оно оборудовано, сколько квадратных метров выделено на квартиры, можем ли мы квартиру из двух помещений считать двухкомнатной — это вопросы, которые появятся уже во время эксплуатации, о чем мы предупреждали раньше», — указал Ивар Балодис, глава Apeirons.
Общество считает, что каждому человеку в инвалидной коляске для жизни нужно в два раза больше места. Требуется минимум 43 квадратных метра, поскольку необходимо пространство, чтобы передвигаться.
«Ты не можешь просто автоматически дать 19 квадратных метров человеку в инвалидном кресле, требуя, чтобы он, лежа в кровати, жарил котлеты», — подчеркнул Балодис.
Есть вопрос и к окрестностям. У дома большая парковка, но нет ни одной дорожки к ближайшему магазину — только протоптанная тропка. Если семья Юлии сюда переедет, сыну придется каждый день ездить в Плявниеки — в общеобразовательную и музыкальную школу. Район выбрать нельзя. Квадратные метры тоже.
«Речь не о квадратных метрах, речь только о комнатах. У нас нет определенного числа квадратных метров на человека», — подчеркнула Инга Гулбе, представитель Департамента жилья и среды.
Там поясняют, что квартиры предлагает автоматическая система. Семье из 2-3 человек всегда готовы дать двухкомнатную квартиру — или ту, которая является таковой с точки зрения Рижской думы.
«Эти квартиры классифицируются как двухкомнатные, где одна комната оборудована кухонной зоной», — отметила Гулбе.
Специализированные квартиры никогда не были большими, поскольку их главная функция — помочь людям, попавшим в трудные условия, с жильем. Большую часть трат на аренду покрывает муниципалитет. Арендаторы должны в месяц платить 6 центов за квадратный метр. Дума согласна, что для семьи Юлии квартира слишком маленькая — от нее можно отказаться.
Однако отказаться можно только от трех вариантов — потом место в очереди теряется. Эта квартира — вторая предложенная семье Юлии. Третью обещают более обширную, но не новую. От этого жилья семья решила отказаться — и у нее остается последняя возможность.