Суд счел эту причину убедительной, но упрекнул его адвоката, чтобы такая ситуация больше не повторялась.
Нил Ушаков обвиняется в хранении устройства скрытого наблюдения, замаскированного под книгу, во времена, когда он был мэром Риги. Это устройство обнаружили и изъяли сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией во время обыска в 2014 году. В четверг по этому делу прошло первое заседание, но Ушаков на него не явился. Он сообщил суду, что заседание совпало с важными голосования в Европейском парламенте. Объясняться за это пришлось его адвокату.
«Занятость на работе сама по себе не является оправданной причиной, чтобы не посещать заседание суда. Если мы будем следовать этой практике, господина Ушакова мы не дождемся», - сказала судья Айя Рейтупе. Адвокат Ушакова Виктор Тихонов отметил, что это был исключительный случай.
Адвокат пояснил, что Ушакову в четверг нужно было голосовать в Брюсселе по вопросам управления Covid-19, что особо важно.
«Это Европейский парламент. Они там не просто о чем-то дебатируют. Там серьезные голосования, и интересы общества показались ему более важными, чтобы в них участвовать», - сказал Тихонов.
Прокурор признал причину пропуска Ушаковым заседания оправданной. Суд тоже признал пропуск оправданным, отметив, что в этот раз сделает исключение. Следующее заседание назначено на 22 августа.
Ушаков отрицает вину в хранении скрытой камеры и утверждает, что не знает, как это устройство оказалось в его кабинете. Конкретного ответа на этот вопрос нет и у прокурора.
«Могут быть лишь мои предположения, которые я сейчас не готов озвучивать. Но я уверен, что господин Ушаков знал, что это устройство находится в его кабинете. И без его ведома оно туда попасть не могло», - считает прокурор Юрис Лочмелис.
Обвинительный приговор для депутата Сейма или самоуправления означает автоматическую потерю мандата, но Ушакову, который является депутатом Европарламента, это пока не грозит. Как сообщили Латвийскому телевидению в Центральной избирательной комиссии, каждая страна самостоятельно определяет, в каких случаях ее представители лишаются мандата депутата Европарламента. И в Латвии такие нормы пока не разработаны.
Как писал Rus.LSM.lv, в октябре 2020-го прокуратура направила председателю Европейского парламента просьбу рассмотреть вопрос об отмене иммунитета от уголовного преследования депутата Н. Ушакова. К прокуратуре же, в свою очередь, с просьбой о выдвижении обвинения обратился KNAB — в связи с незаконным хранением устройства видеонаблюдения. Европарламент проголосовал за отмену иммунитета 11 ноября 2021 года.
Предыстория
В конце 2018 года KNAB провел обыски и задержания в рамках дела о взяточничестве в процессе закупки транспорта для Rīgas satiksme. Были задержаны тогдашний глава предприятия Леон Бемхенс, предприниматель Марис Мартинсонс, должностное лицо Rīgas satiksme Игорь Волкинштейн, коммерческий директор Škoda Transportation Владислав Козак и еще несколько человек.
Обыск прошел и в Рижской думе. Сотрудники KNAB побывали и по месту жительства вице-мэра Андриса Америкса («Честь служить Риге»). Через неделю он подал в отставку, заявив, что его знакомство с Мартинсонсом послужило основанием для подозрений. Факт нарушения закона Амекрикс отрицал. Месяц спустя обыск прошел и в рабочем кабинете, и дома у мэра Риги Нила Ушакова («Согласие»). Он не стал рассказывать журналистам, что конкретно интересовало сотрудников БПБК, отметив, что его совесть чиста.
Через несколько месяцев министр по делам регионального развития и окружающей среды Юрис Пуце отстранил Ушакова от исполнения обязанностей мэра столицы, среди прочего и за расходование выделенного Rīgas satiksmе финансирования. Ушаков решение Пуце оспорил в суде, проиграл, а в мае покинул должность, чтобы вместе с Америксом баллотироваться в Европарламент. Оба были избраны.
Сам Ушаков после обыска в своем кабинете в начале 2019 года в фейсбуке сообщил, что было обнаружено самодельное записывающее устройство, которое «валялось на полках среди сувениров и разных подарков».
«Как я понял из описания, речь идет о клееном картонном альбоме, в который были вклеены камера и микрофон», - заявил он.
Дело о запрещенном видеоустройстве в кабинете Ушакова было начато 7 октября 2019 года и выделено из уголовного процесса о коррупции в Rīgas satiiksme, отмечает LETA.