Кризис, спровоцированный новым коронавирусом, стал сбывшейся антиутопией, навел увеличительное стекло на имеющиеся глобальные проблемы, пробудил общественное воображение и, несомненно, повлечет за собой глубинное преобразование нашего мира, показав, что невозможное возможно, — писал на пике первой волны Covid-19 года болгарский политолог Иван Крастев. Какие благоприятные изменения уже произошли и происходят?
1. Ускорение дигитализации
Пандемия Covid-19 сыграла роль катализатора в процессах внедрения и широкого использования во многих сферах жизни передовых технологий, таких как видеотелефония, сети мобильной связи 5G, «Интернет вещей», «облачные» вычисления, машинное обучение и искусственный интеллект, отмечается в исследовании международной группы ученых «Covid-19 и дигитализация: великое ускорение».
Благодаря пандемии стало понятно, что на самом деле означает дигитализация. Речь идет не только об «умных» приложениях, но и разработке и внедрении новых связей и систем, в которые входят процессы, люди и технологии. Это коренное изменение во всех сферах — в том, как мы работаем, учимся, живем и ведем бизнес, уверены эксперты Deloitte — крупнейшей международной компании, оказывающей услуги в области консалтинга и аудита.
Госуслуги
Коронавирус ускорил внедрение цифровых технологий в сфере госуслуг — для правительств это стало не просто «продвинутой» опцией, но императивом, тем, без чего государство не может функционировать. Очевидные достоинства цифрового правительства, в том числе способность эффективно обслуживать, незатратно масштабировать услуги и быстро адаптироваться, во время пандемии оказались востребованными, как никогда ранее. Телемедицина, организация удаленной работы и учебы, виртуальные суды — эти и другие крупномасштабные цифровые нововведения внедрялись с беспрецедентной скоростью и будут полезны не только во время пандемии — они заложат основу для цифрового госуправления на долгие годы, прогнозирует Deloitte.
Бизнес и торговля
В первый год пандемии на фоне замедления экономической активности, вызванного локдаунами, началось ускорение цифровой трансформации бизнеса. В условиях жестких карантинных ограничений, когда физические контакты были сведены к минимуму, цифровые технологии оказались спасательным кругом для многих организаций.
Предприятия и потребители начали предлагать и покупать больше товаров и услуг в Интернете. Это привело к скачкообразному увеличению доли электронной коммерции в мировой розничной торговле — с 13,6% в 2019 году до 18% в 2020 (по итогам 2021 года ожидается 19,5%).
Работа
Из-за карантинов компании были вынуждены спешно переводить сотрудников на дистанционный режим работы. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), во время локдаунов 2020 года в Австралии, Франции и Великобритании до 47% всех работающих трудились на «удаленке». Самая большая доля «удаленного» персонала — свыше 50% — была в отраслях с изначально более высоким уровнем дигитализации, включая информационные и коммуникационные услуги, профессиональные, научные, технические и финансовые услуги. Намного чаще переходили на удаленную работу специалисты с более высоким уровнем квалификации.
Главные плюсы этой трансформации — экономия средств компаний (сокращение издержек на содержание офисов) и работников (сокращение расходов на ежедневные поездки на работу), развитие и внедрение новых технологий, повышение производительности труда в постковидной экономике — по расчетам авторов, на 4,8%, в основном за счет оптимизации режима работы и сэкономленного на ежедневных поездках времени.
Учеба
Вынужденный глобальный эксперимент с переводом школьников на «удаленку» сегодня оценивается скорее как неудачный — и педагогами, и родителями.
Для родителей «удаленка» тоже стала, по большей части, травматическим опытом — судя по результатам опроса, проведенного в семи европейских странах (Италия, Испания, Германия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Великобритания). Главные жалобы — снижение качества обучения, стресс и домашние конфликты на этой почве.
Но при всех минусах вынужденной учебы из дома обнаружились по меньшей мере два плюса.
Снизился уровень школьной травли — буллинга. По данным исследования, проведенного в Канаде, до пандемии около 60% школьников 4-12 классов утверждали, что подвергаются травле со стороны других учащихся. Во время пандемии таковых было 40%. В США число подвергающихся буллингу школьников снизилось более чем вдвое — с 51% в 2019 до 22% весной 2021 года.
Улучшились качество сна и самочувствие школьников. Исследование Цюрихского университета показало, что во время локдауна и закрытия школ в марте-июне 2020 года старшие школьники получали в среднем 75 дополнительных минут сна в сутки, поскольку им не надо было ехать в школу.
2. Ускорение развития биотехнологий
Биотехнологическая индустрия сыграла решающую роль в разработке вакцин против Covid-19 и развертывании их производства в рекордно короткие сроки. Во время пандемии многие компании биотеха переключились на исследование инфекционных заболеваний. В течение 2020 года в мире разрабатывалось около двухсот вакцин от Covid-19 и было проведено более 800 клинических испытаний различных лекарств и вакцин от этой болезни.
Представители BIO (Организации биотехнологических инноваций — международной отраслевой ассоциации, объединяющей компании, академические институты и государственные центры этого профиля) считают, что ковид открыл новую эру биотехнологий, дал возможность перезагрузить всю отрасль и установить стандарты того, насколько быстро наука должна реагировать на потребности общества.
Примером может служить технология иммунизации на основе матричной (или информационной) РНК — мРНК. Принцип действия таков: получив через инъекцию информацию о патогене и дальнейшие «инструкции» по его обезвреживанию, клетки организма начинают вырабатывать белок, который запускает иммунный ответ организма. Сам метод был открыт и начал изучаться более 30 лет назад, однако в условиях пандемии изыскания стали более срочными и целенаправленными, что в итоге привело к биотехническому прорыву и созданию самых распространенных в западном мире вакцин от Covid-10 производства Moderna и Pfizer/BioNTech (на середину января 2022 введено более 3 млрд доз этих препаратов).
В «доковидные» времена на разработку и испытания вакцины могло уходить до 10-15 лет. В экстренных условиях пандемии применяемые вакцины против коронавируса были созданы, испытаны, одобрены и начали массово производиться и применяться менее чем за год. Способность вируса быстро мутировать заставило исследователей адаптировать вакцины и еще больше ускорять процесс производства. В конце января компании Moderna и Pfizer объявили, что полный цикл создания новой вакцины на основе мРНК — от генетического секвенирования нового патогена до запуска препарата в поточное производство — занимает теперь около 90 дней.
3. Развитие автоматизации и робототехники
Компании, работающие в самых разных отраслях, все активнее используют роботов, чат-боты и автоматические транспортные средства для выполнения самых разных задач — от оказания бесконтактной помощи пациентам до доставки продуктов, отмечают аналитики американской консалтинговой компании Kearney в отчете «Роботы и Covid-19: как пандемия ускоряет автоматизацию».
В условиях ограничения физических контактов роботы во многих профессиях заменяют людей. Если раньше роботизация неуклонно росла по большей части на производствах и в опасных профессиях, то теперь дошла очередь и до «белых воротничков» — достижения в области искусственного интеллекта начинают вытеснять с рабочих мест бухгалтеров, юристов и представителей других профессий, связанных с обслуживанием. Стремительно расширяется использования автоматизации и в колл-центрах.
По прогнозам экспертов Kearney, нынешний бум роботизации, вызванный пандемией, будет продолжаться и после того, как коронавирус будет побежден. Поэтому компаниям следует искать баланс между оптимизацией затрат за счет внедрения новых технологий и переподготовкой сотрудников для работы с машинами.
4. Усиление интереса к здоровому образу жизни
На фоне глобальных страхов по поводу новой опасной болезни люди предсказуемо стали относиться бережнее к собственному здоровью. Недавний опрос британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline, проведенного в Германии, Италии, Испании и Великобритании, показал, что до 80% респондентов теперь уделяют повышенное внимание своему здоровью, следят за симптомами, вводят новые ежедневные поведенческие практики (в частности, более регулярно моют руки), чтобы уберечься от болезней. Люди стали реже следовать советам «целителей» из Интернета и чаще обращаться за консультацией к фармацевтам и врачам — даже по поводу незначительных расстройств.
В первый год пандемии, когда спортзалы повсеместно были закрыты, резко увеличилось число скачиваний фитнес-приложений — в среднем в мире на 46%, а самый высокий рост был отмечен в Индии — 156%. Многие фитнес-клубы, приспосабливаясь к ситуации, предлагали виртуальные занятия. Карантин также побудил многих вложиться в оборудование для домашних спортзалов — так, компания по производству тренажеров Peloton в 2020 году прогнозировала удвоение продаж.
Возрос интерес к укреплению не только тела, но и психики — только за первый квартал 2020 года число скачиваний 10 самых популярных англоязычных приложений для медитации и других ментальных практик выросли на 24%.
Поскольку ожирение и диабет являются серьезными осложняющими факторами в случае Covid-19, многие люди стали переходить на более здоровое питание — начали чаще готовить дома, увеличили долю растительных продуктов в диете, а фаст-фуда — сократили. О более сознательном отношении к питанию свидетельствует рост рынка «суперфудов» (продукты с высокой питательной ценностью — орехи, ягоды, семена, зерна, фрукты) — спрос растет, и в период 2021-2026 ожидается среднегодовой рост 5,1%.
Коронавирус еще не отступил, и последствия этого кризиса будут очень долгими, а некоторые — и необратимыми. Но среди них есть не только негативные и травматические, но и позитивные и открывающие новые перспективы.
«Никогда не давайте хорошему кризису пропасть зря», — гласит цитата, приписываемая британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю.