Поздравления и обвинение
С пожелтевшей фотографии на бывшего следователя, ныне пенсионера МВД Виктора Д. смотрит девушка лет двадцати, приятной наружности. Ее густые волосы двумя тяжелыми волнами спадают на плечи. Эта фотокарточка осталась у Виктора в качестве напоминания о том давнем деле.
— Не знаю, как она выглядит сейчас, ведь прошло столько времени, — рассказывает собеседник. — Но тогда, в 1973 году, от кавалеров у нее не было отбоя. Особенно Кристину любили двое: Аркадий, заведующий клубом, и Николай, рабочий завода ВЭФ. Девушка предпочла Аркадия. Свадьбу назначили на 2 января. В последний рабочий день года, 31 декабря, ее поздравляли сослуживцы, а управляющий вручил ценный подарок — наручные часы "Полет". Свертками, букетами цветов был заполнен рабочий стол невесты. Казалось, поздравлениям и добрым пожеланиям не будет конца…
Но за каких–то полчаса до окончания рабочего дня идиллия окончилась. К девушке подошла старший контролер и тихо, чтобы другие не услышали, сказала: "У тебя недостает 5 тысячи рублей".
Кристина побледнела, как полотно. Проверили всю документацию. Нет, ошибки быть не могло. В тот же вечер, невзирая на приближающийся Новый год, начальник сообщил о происшествии в прокуратуру.
Виктор допрашивал Кристину в первый день нового года. Ни о каком выходном не было и речи. Естественно, свадьбу отложили. На допросе подозреваемая признала недостачу денег, но не могла объяснить, как это получилось. Она лишь горько плакала, уверяя, что не знает, куда подевались деньги.
На второй день жених Аркадий неожиданно исчез из города. Было ли это случайностью? Ведь он вполне мог быть соучастником кражи, а Дроздинская легко могла передать ему деньги еще в последний день старого года.
Защитники Кристины
В прокуратуру без вызова пришел управляющий банком. Держался он уверенно, но было заметно его волнение. Двадцать пять лет возглавлял он банковское учреждение, и за его многолетнюю практику ничего подобного не случалось. Начальник стал защищать свою подчиненную:
— Я слышал, что вы собираетесь изолировать (он выразился именно так) нашу Кристину. Формально вы будете, очевидно, правы. Сумма хищения значительная. Однако у нас никто не верит, что она могла взять эти деньги.
Виктор на это ответил стандартной фразой — дескать, следствие разберется, пока же ничего определенного сказать нельзя.
Буквально следом за управляющим в кабинет следователя ворвался парень лет двадцати пяти. И буквально с порога закричал:
— Не виновата она, не виновата! Я с детства ее знаю. Она очень честная и порядочная девушка. Лучше бы вы настоящих жуликов искали!
Это был Николай, который с детства дружил с Кристиной и любил ее.
Но все факты были против Дроздинской. Недостача денег подтверждалась документально. И ведь у нее был мотив. Приданое, расходы на свадьбу выливались в крупную сумму. Откуда она взяла столько денег? И почему исчез ее жених? Невеста никак не могла объяснить его внезапный отъезд. "Видно, с ним что–то случилось. Не знаю, где он", — твердила она, опустив голову.
В то время Виктор как раз обсуждал с прокурором вопрос об аресте подозреваемой. И тот был согласен, но вначале предложил проверить, откуда Кристина взяла деньги на свадьбу.
Девушка аккуратно являлась по повесткам на допросы. На десятый день после возбуждения уголовного дела она уже пришла с вещами, психологически готовая к аресту. Ее нельзя было узнать. Подурнела, глаза потускнели. Было видно, что многое ей пришлось пережить и передумать за эти десять дней. Приготовилась к худшему? Сознает вину? Но виновные в подобных случаях ведут себя иначе. Как бы поймав Виктора на этой мысли, Кристина сказала:
— Наверное, вам не найти жуликов. Хоть я и не брала этих денег, но, скорее всего, где–то их проворонила.
В итоге следователь поверил девушке и отказался от своего прежнего намерения взять подозреваемую под стражу. Но виновного ему надо было найти во что бы то ни стало.
Кассовые операции
На следующий день Виктор отправился в банк. "Хочу еще раз ознакомиться с порядком перехода чеков из операционного отдела в кассу и техникой их оплаты", — заявил он управляющему. — Ведь 31 декабря операций было много". "Изучайте, пожалуйста, если это поможет вам найти преступника. Я буду рад этому. Но не скрою от вас, что мало верю в успех. Думаю, что вора надо искать не здесь, а где–то в другом месте", — ответил чиновник.
В операционном зале трудилось человек двадцать. Кассир, выдавая крупную сумму денег, в первую очередь отсчитывал разменную монету, затем рубли, пятерки, а потом уже пачками сотенные купюры в банковских бандеролях. Другой кассир тоже сначала выдал получателю 25 копеек, потом 55 рублей, а после пачками 200 рублей и тысячу.
Заметив этот порядок, Виктор стал просматривать чеки, оплаченные Дроздинской 31 декабря. Хотелось еще раз проверить возможность ошибки. Внимание следователя привлек чек на сумму 550 рублей 92 копейки, выписанный на имя кассира зверосовхоза "Югла" Сандры. Если предположить, что Кристина выдала по этому чеку сначала 92 копейки, потом 50 рублей, затем 500 и по ошибке еще 5 000 рублей? И вот на допрос вызвана Сандра. Да, она получила по чеку 550 рублей 92 копейки.
Тайник
— И знаешь, — продолжил свои воспоминания Виктор, — после первых допросов опыт следователя и интуиция подсказали мне, что я на верном пути. Сандра вела себя беспокойно. Еще не успев войти кабинет, она выпалила: "Я знаю, в чем вы меня подозреваете! Никаких лишних денег я не получала!"
Встреча со следователем явно не была для нее неожиданностью. Чувствовалось, что она к ней подготовилась. Обыскали квартиру, где жила кассир, ее рабочее место в конторе. Ненастная погода затрудняла поиски, шел мокрый снег. Сейчас уже Виктор не помнит, кто решил поднять клетки с норками. Когда поднимали шестую клетку, то под настилом, под слоем земли обнаружили в пергаментной бумаге пачки денег в банковских упаковках, датированных 31 декабря. Подсчитали. Оказалось, в тайнике хранились ровно пять тысяч рублей. Сандра зарыдала и, размазывая по лицу слезы причитала: "Переплатили мне их в банке по ошибке. Я спрятала. Виновата".
А Аркадий вскоре вернулся. Он просто побоялся неприятностей. Не надеясь на честность Кристины, испугался позора и трусливо сбежал в Россию. Что ж, правильно говорят, что друг познается в беде…
А Кристина в итоге вышла замуж за Николая. В банке она, правда, больше не работала. Устроилась бухгалтером на одно из предприятий Даугавпилса. И стали жить они дружно и счастливо. И в память об этом недоразумении прислали следователю письмо с той самой фотографией.
Сандру же осудили за хищение социалистической собственности в крупных размерах и приговорили к пяти годам лишения свободы.
Александр ВАЛЬТЕР.