"Понятно, что с точки зрения закона это будет оценено", - сказал прокурор, но через мгновение подчеркнул, что не знает, что именно будет проверять СГБ.
На вопрос, почему Генеральная прокуратура не проводит проверки, Стуканс ответил: "Потому что, когда поступило такое заявление, в нем было указано, что Стуканс является лидером, сторонником или пособником этой организованной группы ".
Стуканс не отрицал, что он был в СГД и встречался там со Шталбергсом, но утверждает, что данное дело было связано с незаконной деятельностью по обороту нефтепродуктов.
Комментируя публичные заявления Луре и Шталбергса, генеральный прокурор поставил под сомнение мотивацию этих бывших сотрудников СГД, которые сейчас выступают с откровениями о возможном вмешательстве в уголовные расследования - в таком случае они должны были сообщить об этом раньше.
"Если кто-то совершил уголовное преступление и они об этом умолчали, то это тоже уголовное преступление", - сказал Стуканс.
Он считает, что гендиректор СГД Яунземе "при всем желании не может ничего сделать с некоторыми уголовными делами".
Сама Яунземе заявила, что в ее обязанности как генерального директора СГД входит обеспечение следователей по финансовым преступлениям соответствующими ресурсами, и поэтому любые обсуждения, которые могут повлиять на дело, связаны именно с этим.
"Прокурору нужно выполнять свою работу вместе со следователями", - подчеркнула она, объясняя, что Стуканс делал на собраниях в СГД.
Комментируя интервью Гиты Плауде, бывшей сотрудницы Управления внутренней безопасности СГД, в котором она, в частности, говорит, что руководитель Управления Айгарс Прусакс сообщил ей о существовании "неприкасаемых" чиновников, Стуканс заявил, что она была вызвана в СГБ, но "все отрицала".
По его словам, Плауде однажды написала заявление в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) по поводу предполагаемого конфликта интересов Прусака (Кристине Прусака-Бринкмане покинула СГД в феврале этого года - ред.), но проверка других фактов из ее интервью в СГБ начата только сейчас.
15 сентября прошлого года бывший министр финансов Янис Рейрс отстранил генерального директора СГД на время дисциплинарного расследования, вскоре после того, как появилась информация о задержании нескольких сотрудников СГД, в том числе Луре и Шталбергса, в связи с вымогательством взяток. Его преемник, г-н Ашераденс, восстановил г-на Яунземе в должности, объявив, что будут разработаны конкретные меры по улучшению репутации СГД и план их реализации.
Комментируя восстановление Яунземе в должности, Ашераденс в программе "Что происходит в Латвии?" сказал: "Я убежден, прочитав эти документы и обсудив их с руководителями служб безопасности, что СГД была очень решительна в борьбе с коррупцией, Служба внутренней безопасности работала очень хорошо".
Сама Яунземе считает, что коррупция в рядах СГД за последние годы значительно уменьшилась. "Речь идет о пятидесяти делах, которые дошли до суда", - говорит генеральный директор СГД.
Большинство сотрудников СГД, обвиняемых в коррупционных преступлениях, являются таможенниками - в 2021 году по подозрению в коррупции на Тереховском таможенном посту были задержаны 29 должностных лиц, 21 из которых были признаны подозреваемыми. Несколько из них уже осуждены Экономическим судом. В прошлом году 15 рижских таможенников были задержаны за взяточничество, а Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией задержало нескольких сотрудников СГД за вымогательство взятки в размере 100 000 евро у предпринимателя Арниса Рамолиньша. По этому делу были задержаны также вышеупомянутые Луре и Шталбергс.
Фото: скриншот с программы "Что происходит в Латвии"/ LSM