Saeima atbalstīja Nacionālās drošības komisijas virzītos grozījumus likumā, kuri paredzēs iespēju atbrīvot no valsts un pašvaldību iestādēm valstij nelojālas personas, piemēram, prokremliski noskaņotas personas. A.Rosļikovs runāja pret. LPV un Progresīvie nepiedalās balsojumā par… pic.twitter.com/IffBld02ZK
— Jānis Dombrava (@janisdombrava) May 11, 2023
Ожидается, что таким образом лица, работающие в органах государственного управления, будут лишены возможности предпринимать действия, направленные против территориальной неделимости, суверенитета и независимости демократического государства или конституционного строя. Также поправки запретят лицам, деятельность которых направлена на подрыв территориального единства и целостности Украины в интересах России, работать в органах государственного управления.
Домбрава негодованием обрушился на тех, что не голосовал или голосовал против упомянутого проекта. «Против высказались А. Росликов, LPV (партия Шлессерса – прим.ред.) и Прогрессивные не участвовали в голосовании по этому законопроекту».
«Делайте выводы сами», - призвал председатель фракции депутатов от Национального Объединения.
Последовав совету председателя КНБ, press.lv изучил представленный им список голосования по данным поправкам в Сейме и обнаружил, что против поправок, детальная аннотация к которым пока так и не появилась в публикациях Сейма, «Прогрессивные» действительно не участвовали в голосовании. Но не полным составом. Бывший «локомотив» в премьеры от партии «Прогрессивных», экономист и бывший топ-менеджер таких крупных предприятий как Pasažieru Vilciens и представитель интересов Латвии в проекте Rail Baltica Карлис Бришкенс проголосовал «За» данные поправки вместе с депутатами правящей коалиции – Новым Единством, Национальным объединениям и Объединенного списка и числящемся в оппозиции Союза Зеленых и крестьян. Единственным представителем СЗК, голосовавшим в оппозиции данным поправкам, стала депутат СЗК Лига Козловска.
Надо отметить, что «нелояльность» как повод для увольнение – не первый раз возводится Сеймом Латвии в ранг закона. Впервые это случилось в ноябре 2016 года тогда Сейм Латвии принял решение, что работодатель имеет право немедленно расторгнуть трудовые отношения с педагогом либо руководителем общеобразовательного учреждения, если тот в учебном процессе формирует у учеников «неправильное отношение к себе, другим, труду, природе, культуре, обществу и государству». Вкратце поправки получили название «об увольнении нелояльных педагогов и директоров». Несмотря на протесты даже внутри коалиции, протестовавшие называли поправки «юридическим браком» - закон был принят.
По данным Lsm.lv до сих пор ФРГ была единственным государством Европы, где практика «запретов на профессии» (Berufsverbot) на основании политических взглядов была оформлена законодательно. Так называемый Radikalenerlass («антирадикальный указ») был принят в Западной Германии в 1972 году в качестве меры борьбы с ультралевым терроризмом. Среди прочего, закон вводил возможность увольнения из общественного сектора (или отказа в найме) для лиц с политическими взглядами, признанными неприемлемыми. В частности, он распространялся на учительские и чиновничьи должности. Проверки лояльности были проведены в отношении 3 млн. служащих, и запретительное производство было начато в отношении 11 тысяч из них, свыше 1200 человек получили отказ в найме в публичный сектор на основании их политических взглядов.
По меньшей мере в одном случае правительство Германии проиграло иск в Европейском суде по правам человека: в деле «Фогт против ФРГ» в 1995 году суд счел, что власти нарушили ряд фундаментальных прав учительницы Доротеи Фогт, являвшейся активисткой легальной Компартии Германии и в связи с этим в 1986 году потерявшей работу в школе. Фогт (к тому моменту уже пенсионерка) и правительство ФРГ достигли соглашения о денежной компенсации.
После вердикта по делу Фогт многие — но не все — земли ФРГ отменили законы о Berufsverbot. Сторонники полной отмены нормы указывают, что она противоречит не только обязательствам ФРГ по правам человека, но и Директиве Европейского Совета, требующей равного обращения при найме и на рабочем месте (антидискриминационная директива, 2000/78/EC).