Комиссар по правам человека Совета Европы Дуня Миятович накануне голосования призвала депутатов Сейма эти поправки отклонить, так как они создают почву для легализации пушбэков и жестокого обращения с соискателями убежища на границе ЕС.
«По сути, такой закон на постоянной основе легализует те практики, которые были в период действия режима ЧС введены на границе с Беларусью. Это пушбэк — когда человек, который перешел границу в непредусмотренном месте, может без оформления каких-то документов и дополнительных формальностей быть возвращен обратно. Чем эта практика плоха? Тем, что даже в случаях, когда у человека может иметься право претендовать на убежище, его к этой системе предоставления убежища не допускают. Согласно международному праву, пушбэки запрещены», — сказал Димитров.
Принятые Сеймом поправки гласят, что пушбэк возможен — с оговоркой, что пограничник должен оценить конкретную ситуацию, говорит юрист. Но каким образом эта оценка происходит — неизвестно: в аннотации указано, что это «процесс недокументируемый». Тем самым создается риск, что люди, у которых может быть право на убежище, доступа к системе убежища не смогут получить.
«Соответственно, это вызвало нарекания и со стороны латвийского омбудсмена, который предлагал поправки. Были письма от Верховного комиссара ООН по делам беженцев, от комиссара Совета Европы по правам человека. Они все указывали на недопустимость таких практик — но тем не менее парламент такой закон принял.
Вероятно, следует ожидать реакции международных структур. В первую очередь, наверное, это Еврокомиссия".
Как сообщалось, латвийские власти аргументируют свой правовой подход к ситуации с беженцами на восточной границе тем, что наплыв граждан третьих стран намеренно инспирирован режимом Александра Лукашенко, и потворствовать незаконному проникновению иностранцев на свою территорию Латвия не желает. Латвийская ситуация уникальна, поэтому такие жесткие меры оправданны, заявляли сторонники изменения закона.
В октябрьском докладе организации по правам человека Amnesty International утверждается, что беженцев и мигрантов на границе Латвии произвольно задерживают, подвергают пыткам и заставляют «добровольно» возвращаться в свои страны. О негуманном отношении к иракским и афганским беженцам при попытках проникнуть в Латвию рассказывала и специалист по миграционному праву Александра Ёлкина, которая изучала ситуацию.
Ранее в связи с обострением обстановки на границе с Республикой Беларусь в Латвии был введен режим чрезвычайной ситуации в приграничных краях. Такое решение единогласно принял 10 августа 2021 года Кабинет министров. С тех пор и до самого последнего времени этот режим неоднократно продлевался. Новые поправки призваны юридически урегулировать общую охрану границы от незаконного пересечения, и регулирование будет действовать и при штатном режиме работы Погранохраны. То есть выталкивать людей обратно в Беларусь пограничникам будет можно и без объявления чрезвычайной ситуации.
Бюро Верховного комиссара ООН по делам беженцев ранее призывало Латвию пересмотреть политику, которую она осуществляет по отношению к беженцам на латвийско-белорусской границе, а комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон в конце 2021 года заявила, что законы, позволяющие разворачивать беженцев из Беларуси прямо у границы — что активно делают Латвия Литва и Польша — нужно менять.