"Во второй половине девяностых годов прошлого века сложилось так, что организованные преступные группировки и рэкетиры начали уже навязывать свою волю избранной власти и государственным институтам. Но во власти и правоохранительных органах были решительные люди, которым хватило храбрости выступить против этого и сломать хребет преступной нечисти. Использовались и драконовские методы – не только мягкие. Были и попытки этнических кавказских группировок укрепиться в Латвии, подавленные в зародыше, - напоминает обозреватель "Неаткариги" Марис Краутманис.
Освободившись от рэкета, тянувшего ее назад, Латвия смогла развиваться, вступить в Евросоюз и НАТО, надеяться на какое-то лучшее будущее.
Сейчас на дворе 21-й век, новое время, но есть и новая гидра, которая невообразимым образом поднимает свои тысячи голов. Теперь это неуплата налогов, обкрадывание государства посредством фиктивных сделок и контрабанда, разросшаяся до немыслимых масштабов.
Контрабандисты, они же одновременно чиновники таможни, уже не понимают, где и как еще выделиться своим богатством, роскошью – дорогие автомобили и дома больше не радуют их сердце. Латгальские таможенники покупают Библии с драгоценными камнями на обложке – похоже, у них уже мозги жиром заплыли.
Это в то время, когда множество людей работают на износ, чтобы заработать каких-то 300 евро в месяц.
Снова нужна бы метла, которая чисто метет.
Нужно, чтобы и коалиция, и оппозиция осознавали проблему, угнездившуюся в Латвии. Нужно, чтобы и позиция, и оппозиция вместе думали, какие законы принимать, чтобы прервать растранжиривание государственных денег.
Если верить заказанному Европарламентом исследованию, проведенному институтом Rand Europe, то каждый год из-за коррупции по оптимистическому сценарию Латвия теряет 13,16% от ВВП или примерно 3,5 миллиарда евро, а в самых мрачных прогнозах даже 19,24% или примерно 5 миллиардов евро. Возможно, эти данные преувеличены, но если хоть часть исследования правдива, цифры чудовищные – куда-то в преисподнюю, в черную дыру исчезают деньги, которые могли бы пойти на медицину, образование, социальные нужды.
Зарубежные наблюдатели называют это коррупцией, но коррупция – только побочный продукт. Основной вред – контрабанда. Это не просто какое-то мелкое таскание сигарет через границу, а масштабные схемы.
Но худшая язва из всех – это мошенничество с НДС.
Если неуплата налогов или контрабанда – это только протекание денег, полагающихся государству, мимо казны, то мошенничество с НДС – грубое вытаскивание денег из кармана государства. Против этих схем вроде бы предпринимаются какие-то действия, введен реверсивный порядок уплаты НДС в отраслях стройматериалов, электроники, леса, но этого явно мало – ловкие плуты уже придумали, как приспособиться к новым правилам и красть государственные деньги по-другому.
Борьба с неуплатой налогов и контрабандой – опасное дело. Это не фильм, где хорошие всегда побеждают. Тут может помешать и то, что у нас маленькая страна, где все друг друга знают, все учились в одних школах, были одногруппниками и однокурсниками.
Но нынешнее правительство таково, что ни министры, ни лидеры партий, ни спонсоры партий не заинтересованы в контрабанде. Этот счастливый случай надо использовать и уничтожить контрабанду! Ликвидация контрабанды будет в интересах самой правящей элиты – будет больше доходов, которые можно делить, и более комфортная жизнь для них самих.
Если это нельзя сделать собственными силами, есть другие варианты. В 1996 году латвийские власти позвали на помощь британское частное детективное агентство Crown Agents, учившее латвийцев, как правильно ловить контрабандистов. В первый момент это казалось унизительно и неправильно, но британцы сделали замечательную работу и очень помогли латвийской таможне. Контрабанда на какое-то время затихла и заглохла. Может, снова надо позвать на помощь каких-нибудь иностранцев?"