"Возвращение к однажды уже отклоненной идее обязательных ежемесячных взносов страхования здоровья демонстрирует устоявшийся почерк этого правительства – неубедительный, небрежный, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
Все это напоминает скандал с утвержденными ранее соцвыплатами с полной минимальной зарплаты, даже если человек работает на неполную ставку. Вызванная этим решением ликвидация микропредприятий и рабочих мест неполной занятости заставила премьера незадолго до Нового года отозвать проект, вместо него повысив налог на микропредприятия вопреки обещанию налогов не поднимать.
Точно так же, решая о финансировании здравоохранения, правительство прошлой осенью отклонило обязательные взносы страхования здоровья, а выбрало универсальное госстрахование, требующее денег из бюджета. Правда, не было ясно, из какой конкретно его части.
Конечно, деньги из воздуха не возникают, но Минздрав подал уже несколько предложений для дополнительного финансирования – выделение 1% от соцвыплат, повышение НДС на люкс-товары, повышение акциза на азартные игры и т.д. Другой вопрос, можно ли таким образом собрать достаточную сумму, чтобы укрепить рушащуюся со всех концов систему здравоохранения.
Союз «зеленых» и крестьян (СЗК) сделал этот шаг назад, опасаясь, что в противном случае «Единство» обрушит налоговую реформу. Обе вещи пришлось связать воедино, иначе, если не снижать налоги на рабочую силу и не повышать необлагаемый налогами минимум, дополнительный налог на здоровье ни коим образом не улучшит ни конкурентоспособность предприятий, ни привлечение качественной рабочей силы, ни уменьшение неравенства.
Рабочая группа по данному вопросу обсуждала ежемесячный платеж в 20 евро. Премьер Марис Кучинскис сказал, что 20 евро может быть средней суммой, а сколько кто будет платить, еще рассматривается.
Основная мысль – связать медицинские услуги с уплатой налогов, и, возможно, определить новый платеж для неплательщиков, кроме тех, кто не платят по оправданным причинам. Это еще в 2013 году предлагала министр «Единства» Ингрида Цирцене, которую не поддержала собственная партия и ее министр финансов, ныне министр благосостояния Янис Рейрс.
Если правительство решится на обязательное страхование, можно сказать, что «Единство» затянуло с реформой на пять лет.
Президент Банка Латвии Илмар Римшевиц, который еще ранее пропагандировал обязательные взносы, рассуждает, что так повысится солидарность между разными группами жителей. Интересно, как это выразится? Те, кто больше зарабатывают, будут больше платить, но не использовать оплаченные государством или квотированные медуслуги? Будут платить только за других?
Кучинскис говорил, что нельзя заставлять платить 20 евро тех, кто легально и честно работает, но не может их уплатить? Кто он будет решать, можем мы или нет уплатить 20 евро?
Какие платежи будут считаться важнее? И будут ли рассматривать, почему кто-то не может заплатить? Потому, что не хочет работать, не хочет учиться, или потому, что не может? И изменит ли ежемесячная пошлина отношение населения к здравоохранению, к чему призывает президент Раймонд Вейонис?
Стоит еще учитывать, что платя ежемесячно, люди захотят использовать эти средства и лечиться, а не как сейчас, из-за недоступности медицины и очередей, откладывать лечение и запускать болезнь. Какую корзину услуг гарантируют за эти выплаты? И как она будет кореллировать с частным страхованием? Если у человека уже есть частный полис, ему придется платить дважды?
Ясно, что деньги надо найти, потому что хребет системы здравоохранения фактически уже сломан, мелкими заплатами не обойтись, медики не смирятся с прибавкой в цент.
Копилка средств на непредвиденные расходы, откуда собирались взять хотя бы доплату медсестрам, слишком мизерна, а повысить зарплаты медиков за счет дефицита бюджета нельзя. Не то, что нет других вариантов, скорее, у этой коалиции других вариантов нет".