"Сбылись предсказания, и бывшая сотрудница Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) Юта Стрике, наконец, легализовала свою многолетнюю работу в политике. Теперь она официально стала политиком – будет одной из трех кандидатов Новой консервативной партии (НКП) на пост мэра Риги вместе со своим коллегой, бывшим следователем KNAB Юрисом Юрашсом и основателем партии, бывшим министром юстиции Янисом Бордансом, - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Это безумие, популизм, но ничего не поделаешь. Приходится с этим смириться. Какое-то время такие приемы проходят, потом их время проходит.
Но пока привлечение Стрике и Юрашса к своему политпроекту – это большое достижение Борданса. До этого он метался из одной партии в другую – из «Латвияс цельш» в Гражданский союз, потом в Национальное объединение, чьим министром юстиции был некоторое время. Потом он с националами рассорился и создал свою партию НКП, которая еще недавно была ничтожной пылинкой в политическом спектре.
Теперь все изменилось – в старое ружье Борданса заряжены два патрона огромной силы – Юрашс и Стрике. Хватило только сплетен о том, что Стрике будет в списке НКП, чтобы рейтинг партии уже обогнал оппозиционную партию Ингуны Судрабы "От сердца Латвии".
С таким оружием можно отомстить, взять реванш над своими прежними политическими соратниками, которые не оценили гениальности Борданса.
Мести и реванша еще сильнее жаждут Стрике и Юрашс. Эти персонажи в свое время наслаждались неограниченной властью, их боялись, они могли следить и прослушивать, фабриковать дела и выдумывать доказательства, выпускать в СМИ разные интересные новости, чтобы настраивать политическую среду в пользу «Единства». Но «Единство» в итоге их просто вышвырнуло.
Хотя формально НКП выступает как враг «Согласия», который сейчас возьмет и прогонит коррупционеров из столичных структур, наибольший вред выход этой поджавшей губы партии на сцену причинил «Единству». До этого «Единство» приватизировало флаг борьбы с коррупцией, но теперь его вырвала из рук НКП. Вообще-то такие неприятности вполне заслужены, потому что «Единство» ничем не помогло Стрике, когда та осталась без работы и средств к существованию – не выдумало для Стрике и Юрашса какой-то хорошей должности. В шедевре Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сказано, что мы в ответе за тех, кого приручили. А «Единство» к Стрике отнеслось как к мавру, который сделал свое дело. Теперь за это придется пострадать.
Может так случиться, что «Единство» вообще не преодолеет 5-процентный барьер на выборах в Рижскую думу, а вот Стрике с НКП туда попадет.
Антикоррупционная риторика и демагогия – это, как говорят русские, лом, против которого нет приема. Это долгоиграющая пластинка, на которую самая наивная часть электората до сих пор доверчиво ловится.
В мире есть разные страны. В некоторых настоящая власть в руках военных, в некоторых – у спецслужб. В Латвии этот горький этап вроде бы остался позади, в истории, но сейчас настал рискованный момент. Бывшие «опера» потянулись к политической власти. Может сложиться полицейское государство.
У Стрике невероятные возможности для всяческого блефа. Хотя последние пять лет она занималась только общественными отношениями, пытаясь моббингом убрать своих начальников Стрельчонка, Вилнитиса, Лоскутова, у людей могло сложиться представление, что она собрала папки документов о первых лицах государства и о партиях. Посмотрит Стрике косо на какую-то особу, и все задумаются, что она-то знает, что этот человек плохой.
НКП не надо стараться раздобыть какие-то факты или аргументы. Например, Борданс высказал тезис, что в Рижской думе никто не может получить должность, если не связан с «Согласием». Когда выяснилось, что на постах есть и представители разных других партий, он спокойно заявил, что кандидат в мэры от Национального объединения Байба Брока никогда не критикует Нила Ушакова. Значит, плохая. Получилось одновременно напасть и на «Согласие», и еще сильнее – на обидчиков самого Борданса, националистов.
Стрике утверждает, что все структуры Рижской думы коррумпированы. Но встает логичный вопрос, почему она не разоблачила эту коррупцию, когда была сотрудницей KNAB? Но ее это не волнует, потому что она знает, что теперь, когда она стала политиком, ей достаточно сверкнуть своими глазами фанатичной воительницы, и толпы поверят.
«Согласию» НКП ничего не сделает. После того, как Центр госязыка оштрафовал Ушакова за общение в интернете на русском, электорат «Согласия» мобилизовался с мыслью, что наших бьют. Любые утверждения о коррупции в столице больше не работают. НКП вредит только так называемым латышским партиям. Борьба за мандаты в столице теперь стала еще острее – и так делили крохотный кусочек, а тут еще НКП влезла.
Скорее всего, НКП получит мандаты на муниципальных выборах в Риге, но останется в оппозиции. Но цели у нее, похоже, далекоидущие – мандаты, деньги и власть в следующем Сейме. Вот тут-то лом заработает по-настоящему".